Вероника:
История проекта и его возникновения – изначально про творчество, про пересечение арт-подхода и коммерции. Мы с Леной начали сотрудничать 12 лет назад. Все началось с того, что она предложила мне поучаствовать с ней в создании дизайнерских маркетов в баре «Ателье», с владельцем которого она приятельствовала. По выходным мы звали туда всяких клевых дизайнеров. Вот, например, Ася Мальберштейн впервые представила там свои рюкзаки.
Эти мероприятия очень быстро набрали локальную популярность, потому что у нас была селективная подборка – не какие-то войлочные бусы или что-то подобное, чего было много на других маркетах, а нечто осмысленное. Мы очень тщательно делали расстановку участников и приглашали какую-нибудь музыкальную группу и фудкорт, чтобы это был настоящий праздник. И по выходным приходили люди, тусовались, проводили хорошо время. Постепенно у нас сложился пул любимых дизайнеров, с которыми хотелось работать дальше.
Лена:
У нас с Вероникой – культурный бэкграунд – высшее художественное образование. И среда общения соответствующая: вокруг всегда было много друзей, которые что-то производили, в том числе дизайнеров одежды и графических дизайнеров – поэтому у нас был и свой арт-дирекшн – к каждому мероприятию делали афиши, кому-то из участников даже делали съемки.
Лена:
Идея «8» появилась так: Дима Тимуршин (от ред. российский предприниматель в сфере моды, основатель Freedom Team) посещал наши маркеты и предложил открыть совместно с ним магазин российских дизайнеров. Мы даже начали разрабатывать проект, я ездила с Димой на маркеты в Москву, прощупывали почву. Но в какой-то момент поняли, что эстетически мы не сходимся.
А параллельно появилась идея с открытием пространства «Тайга». У ее создателей – Марка Калинина и Кати Качавиной – был более концептуальный подход, который нам оказался ближе на тот момент.
Вероника:
Наша арт-составляющая была ярко проявлена в «Тайге». Там мы проводили довольно много показов, акций, перформансов – был отдельный зал, который мы могли задействовать под мероприятия. В нем прошел, к примеру, один из ранних показов-перформансов Turbo Yulia, там была презентация первой коллекции Нелли Недре.
Презентация Turbo Yulia (2013)
Вероника:
Да, все стало документировано, мы наняли бухгалтера. Но в «Новой Голландии» мы никак не работали с презентациями, мероприятиями – пространство и условия аренды не предполагали таких видов активности.
Вероника:
И сейчас, на новой площадке, мы опять начали работать с форматами арт-галереи. У нас было уже несколько презентаций. Первая – от дизайнеров Дарьи Уркинеевой и Tanz Markab – случилась как раз в тот момент, когда мы разрослись до двух залов, но второй еще не освоили. И там у нас была абсолютно некоммерческая презентация-инсталляция на тему «Ужин без еды».
Презентация Дарьи Уркинеевой и Tanz Markab (2021)
Лена:
Вначале у нас были представлены Маша Янковская, Cat’s production, Osome2some, Санан Гасанов… Была пара екатеринбургских дизайнеров. География, если честно, в какой-то момент была даже больше, чем сейчас. Даже из Владивостока был бренд. Тогда нам нужно было убеждать покупателя, что российский дизайн – это не хендмейд, не «сшито на коленке», что это может быть конкурентоспособным по эстетике и качеству.
Съемка для «8» с Валентиной Ясень (2017)
Лена:
Несмотря на то, что мы – проект из Петербурга, и половина наших брендов – отсюда, у нас очень много классных московских брендов, которые тоже составляют идентичность нашего магазина. То есть нет такого, что мы специализируемся только на петербургских дизайнерах и в этом наша особенность. Мы не чувствуем сильной разницы между Петербургом, Москвой, Екатеринбургом, Владивостоком и другими городами. Но мы при этом – очень петербургский магазин, с точки зрения того, как мы ведем дело, как позиционируем себя, какая у нас атмосфера.
Лена:
После 24 февраля было такое ощущение, что у тебя остаются считанные дни и нужно успеть воплотить то, что давно хотел. И действительно, занятие творчеством и разработка дизайна немного побороли страх смерти. Каждый из нас нашел для себя какое-то лекарство – я начала фотографировать, Вероника начала делать продукцию. И недавно у нас случилась первая совместная коллаборация – с маркой Tanz Markab – моноистория – сумочка-рюшка. И есть несколько свежих работ, которые мы спродюсировали и отсняли для брендов.
Кадры из «пандемийного» видео-лукбука Саши Чайка для «8» (2020)
Лена:
Ряд наших дизайнеров работает с этичными материалами.
Unifarious производят часть коллекций из пряжи с процентом вторично переработанного меха норки; Apolinaria Simagina использует в создании украшений вторичный металл. Rishi’, SOEURS, ISRAEL MEERZON различными методами работают в направлении апсайклинг.
При этом, мы предпочитаем натуральную кожу. Да, это не так этично, но зато это максимально экологично – вещь из натуральной кожи может тебе сотни лет прослужить, в отличие от вещи из кожзама, которая быстро теряет свой вид и оказывается на помойке.
Лена:
Лично мне очень нравится история с апсайклингом. Это что-то из детства, когда в 90-е мы покупали все на Уделке, сшивали-перешивали и выглядели классно. Если в скором времени случится дефицит ткани, локальные бренды все больше будут обращаться к апсайклингу. Мне, например, очень нравится такая эстетика, как у Dogrose. Единственное, нам начали писать много марок, которые повторяют эту эстетику. Но, в целом, это благотворное непаханое поле.
Лена:
У меня был опыт путешествия по Европе, и много где слабо развит сегмент локальной моды. Там либо какое-то совсем уж рукоделие, либо бренды, которые вышли на мировой уровень. У нас же с этим более менее нормально. В России много достойных и доступных локальных дизайнеров, которые уже умеют вести бизнес.
Раньше наши бренды в основном дублировали то, что происходит в западной моде. Можно понять – хотелось пройти через этот этап – делать что-то похожее на Cos. Возможно, это опять вернется, потому что Cos теперь снова нет. Но мне кажется, что многие бренды все больше будут обращаться к личным историям, искать идентичность.
Съемки 2019-2021