КАК У AIM CLO ПОЛУЧАЕТСЯ ДЕЛАТЬ БОЛЬШОЙ МОДНЫЙ БИЗНЕС –
СОВРЕМЕННО,
УСТОЙЧИВО
И ИЗ СИБИРИ
Собственное производство, российское сырье и онлайн-продажи – три кита, на которых держится бизнес-модель новосибирского бренда Aim Clo, специализирующегося на вязаном трикотаже. Его основатель Никита Бушманов рассказал, как из маленького семейного дела за шесть лет вырос сильный бренд, увеличивающий свою ценность, в котором уже работает более ста человек, и который не смогли ослабить кризисы последнего времени.

Как запускался бренд

Мы стартовали в Новосибирске в 2016 году. До этого я никогда не занимался бизнесом, но было большое желание попробовать. Я решил сфокусироваться на моде, хотя опыта в производстве одежды не было, были только насмотренность и тяга к прекрасному. Наверное, это у меня пошло от мамы: в советское время не было нормальной одежды, поэтому она постоянно шила и вязала и так сформировала мой вкус. Дома всегда были журналы с вышивкой, ручная вязальная машинка: мама вязала свитеры, шила костюмы и куртки. Помню, как объясняла базовые правила, вроде, как не сочетать больше трех цветов.

Когда у меня появилась идея бизнеса в моде, мама выходила на пенсию. Я ей предложил такую схему: я буду придумывать модели, она будет шить или вязать образцы, а потом будем отдавать их на фабрику. Она – человек не очень авантюрный, работала главным бухгалтером, но согласилась. Мама сразу предложила не шить, а вязать, потому что так получатся более универсальные по посадкам модели. На деле оказалось, что производить трикотаж гораздо сложнее, но позже это стало драйвером роста нашего бизнеса. Идея очень понравилась и жене брата — она, с опытом работы в продажах, присоединилась к нам. Так мы втроем и начали работать: сделали первые образцы и стали искать фабрику в Новосибирске.

Оказалось, что в Новосибирске только две трикотажные фабрики, и одна из них согласилась произвести наш небольшой заказ. Разработка первых моделей заняла несколько месяцев. В итоге, мы стали плотно работать с фабрикой и изнутри изучили все процессы производства вязаного трикотажа. К 2018 году мы поняли, что дальше с такими подрядчиками далеко не уедем. Сложно было контролировать сроки, сырье, подрядчики продавали наши модели другим оптовикам, вязали наши изделия из состава, который отличался от заявленного. И мы решили открыть собственное производство.

Не до конца все понимая и при полном отсутствии специалистов, мы нашли помещение и первые машины – плосковязальные Shima Seiki – и стали выстраивать все процессы, научились сами вязать, постепенно находя новых членов команды. Мы смогли сделать продукт хорошего качества и дизайна – по приемлемой цене. Все потому, что убрали наценку фабрики-подрядчика. И наш бренд стал расти.

О производстве и материалах

Со своим производством стало возможно гибкое планирование – как только меняется спрос, мы все перестраиваем, нет перепроизводства. У нас очень широкая линейка, потому что нам не надо вязать в тех объемах, которые требует обычно стороннее производство. Мы запускаем небольшие партии, оцениваем спрос и на его основе выстраиваем планы производства, закупки пряжи.
У нас такой подход: сначала делаем что-то одно, налаживаем качество, процессы, а затем начинаем масштабировать. Так мы получаем неплохие результаты. Сейчас мы расширяем ассортимент, запустили швейное направление. Его доля – около 20-25% от всей продаваемой продукции.

У нас российская и турецкая пряжа. Российская – шерсть, турецкая – хлопок и вискоза. Сейчас начнем работать с китайской пряжей – мы запускаем премиум-линейку из кашемира, а сырье для него производят только в северных регионах Индии, Китая, Непала, Пакистана, Монголии. Что касается нареканий к российской пряже, думаю, это сильно зависит от поставщиков. Нас и наших клиентов устраивает то качество, которое предлагают наши партнеры.

О продвижении и брендинге

Над брендингом, как и над дизайном моделей, работаю я. Это мой профиль, если можно так сказать. Я закончил экономический факультет МГУ имени Ломоносова, моя дипломная работа называлась «Ребрендинг как метод усиления торговой марки». Брендинг – это не только логотип и название. Брендинг – это вся экосистема. У человека должна возникнуть целая серия картинок, историй, сильных ассоциаций на подсознательном уровне. Это главная задача маркетолога или бренд-менеджера. Эти ценности должны быть не только у всех сотрудников компании, но и у подрядчиков, с которыми вы работаете. Иначе это будет неправдоподобная история.

Мы соблюдаем единую концепцию. Мы обращаем внимание на то, что действительно нужно людям и стараемся делать то, на что есть запрос. Раньше у нас всегда был упор на базовый трикотаж актуальных кроев и цветов, который прослужит не один сезон. Наверное, за это нас тоже любят – за соотношение цены и качества.

Наш основной канал продвижения – это Instagram*. Мы делали упор на симпатичный контент, съемки. Хоть мы и из Новосибирска, съемки мы уже давно делаем не с местными специалистами и в других локациях. До пандемии ездили в Европу.

Что касается работы с маркетплейсами, то раньше мы продавались на Wildberries, но там много сложностей, с точки зрения партнерских взаимоотношений. Wildberries уже не может предоставлять сервис хорошего уровня, клиентский опыт не всегда оказывался положительным. А опыт клиента так или иначе потом транслируется на наш бренд. Сейчас мы продаемся на Ozon, но там небольшие объемы.

Как на работу повлияли пандемия и 24 февраля

Год пандемии стал рекордным по росту, благодаря нашей бизнес-модели с собственным производством, российским сырьем и онлайн-продажами. У нас не было магазинов и, соответственно, никаких обязательств в этом направлении. Единственное, что у нас сорвались поездки в Китай для подбора новых вариантов тканей, но у нас есть партнеры, которые присылали образцы.

Если говорить про этот год, пока мы идем по плану. С точки зрения продаж пока все нормально. Возникли изменения в маркетинге из-за блокировок Facebook*, Instagram*. Теперь мы не можем запланировать бюджет и потратить его так же эффективно, как раньше. Продолжаем работать с контекстной рекламой, блогерами. Таргет в ВКонтакте пока слабо работает.

Что касается Telegram, я думаю, он не заменит брендам одежды Instagram*. Все-таки это мессенджер и в этом есть свои плюсы и минусы. Часть нашей аудитории перешла в Telegram. Там получился клуб с более тесным, теплым общением. Люди легко делятся своими фотографиями, комментируют, обсуждают что-то. Это канал для формирования лояльного комьюнити, где ты можешь показывать свои ценности, внутренние процессы. Привлекать новую аудиторию там, конечно, сложнее, чем в Instagram.

Планы на будущее

Также мы хотим построить собственную фабрику. У нас есть уже участок, планировали начать строительство в этом году, но отложили. Наверное, это к вопросу о том, как на нас повлиял 2022 год.

Сейчас у нас в штате, если считать производство и оптовый отдел продаж в Санкт-Петербурге с шоу-румом – 127 человек. И нам всем нравится то, что мы делаем. Каждый день я прихожу в офис, общаюсь с командой, вижу наш продукт, который мы создаем. Это дает много сил. Сложности есть, настроения разные, но в целом мы на полном оптимизме. Мы настроены на активную работу, развитие, выполнение планов.
Интервью: Катя Ассылова
*компания Meta (Instagram и Facebook) признана в России экстремистской организацией и запрещена.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.