Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:
Согласно оценке уровня потребления Сбериндекс, который рассчитывает Сбербанк, осенние показатели этого года ниже прошлогодних. Так, например, за последнюю неделю октября потребительские расходы россиян сократились на 10,8% по сравнению с прошлым годом. В течение всего периода российские торговые сети придерживаются политики сдерживания роста цен в связи с низкой покупательской способностью граждан РФ, используют разнообразные форматы скидок, купонов, бонусов для привлечения покупателей в магазины. В связи с этим перекормленный скидочным предложением покупатель все меньше реагирует на скидки. Так, например, для 93% покупателей скидка 10% вообще не имеет значения, а для половины покупателей скидки менее 30% не воспринимаются как дополнительный стимул к покупке.
Екатерина Петухова, бренд-менеджер Etam и Undiz в России:
«Черная пятница» уже началась у большинства ритейлеров. Прежде всего стоит отметить, что у ритейлеров фэшн- и бьюти-сегментов большой объем выручки всегда приходится на декабрь, когда проходят рождественские и новогодние дни распродаж. «Черная пятница», а также «Киберпонедельник» — еще одна возможность немного компенсировать потери этого года.
2020-й был сложным для всех, и многие ритейлеры возлагают большие надежды на этот период. Неудивительно, что многие в этом году ввели скидки намного раньше. Если говорить об Италии, где я сейчас нахожусь, то здесь многие ритейлеры, включая премиум-сегмент, стартовали еще на прошлой неделе — с 16 ноября, большинство — с 23 ноября. Разумеется, все зависит от региона: территория страны разделена на три зоны риска в зависимости от уровня эпидемиологической опасности. Север Италии сейчас в опасной «красной зоне», и магазины в Милане закрыты. Рим, напротив, — в желтой зоне, здесь ничего не закрывалось, но действует комендантский час. Весь ритейл работает. При этом в выходные в Риме большие ТЦ и универмаги — например, Rinascente — закрыты.
Совершенно иная ситуация сложилась во Франции: там предварительно перенесли «Черную пятницу», так как правительство опасается, что период распродаж совпадет с открытием торговых пространств после четырехнедельного карантина.