ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА 2020:

ПРОГНОЗЫ И НАБЛЮДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ И РИТЕЙЛЕРОВ


2020 год нанес сильный удар по модному бизнесу. Бренды и ритейлеры надеются, что «Черная пятница», а вместе с ней и праздничные распродажи, помогут компенсировать потери из-за пандемического кризиса. Мы пообщались с аналитиками и ритейлерами и узнали, каких результатов стоит ожидать, как россияне планируют тратить деньги (и планируют ли) и какие моменты стоит учесть при организации распродаж








Какой будет «Черная пятница» в этом году?
Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:

Согласно оценке уровня потребления Сбериндекс, который рассчитывает Сбербанк, осенние показатели этого года ниже прошлогодних. Так, например, за последнюю неделю октября потребительские расходы россиян сократились на 10,8% по сравнению с прошлым годом. В течение всего периода российские торговые сети придерживаются политики сдерживания роста цен в связи с низкой покупательской способностью граждан РФ, используют разнообразные форматы скидок, купонов, бонусов для привлечения покупателей в магазины. В связи с этим перекормленный скидочным предложением покупатель все меньше реагирует на скидки. Так, например, для 93% покупателей скидка 10% вообще не имеет значения, а для половины покупателей скидки менее 30% не воспринимаются как дополнительный стимул к покупке.

Екатерина Петухова, бренд-менеджер Etam и Undiz в России:

«Черная пятница» уже началась у большинства ритейлеров. Прежде всего стоит отметить, что у ритейлеров фэшн- и бьюти-сегментов большой объем выручки всегда приходится на декабрь, когда проходят рождественские и новогодние дни распродаж. «Черная пятница», а также «Киберпонедельник» — еще одна возможность немного компенсировать потери этого года.

2020-й был сложным для всех, и многие ритейлеры возлагают большие надежды на этот период. Неудивительно, что многие в этом году ввели скидки намного раньше. Если говорить об Италии, где я сейчас нахожусь, то здесь многие ритейлеры, включая премиум-сегмент, стартовали еще на прошлой неделе — с 16 ноября, большинство — с 23 ноября. Разумеется, все зависит от региона: территория страны разделена на три зоны риска в зависимости от уровня эпидемиологической опасности. Север Италии сейчас в опасной «красной зоне», и магазины в Милане закрыты. Рим, напротив, — в желтой зоне, здесь ничего не закрывалось, но действует комендантский час. Весь ритейл работает. При этом в выходные в Риме большие ТЦ и универмаги — например, Rinascente — закрыты.

Совершенно иная ситуация сложилась во Франции: там предварительно перенесли «Черную пятницу», так как правительство опасается, что период распродаж совпадет с открытием торговых пространств после четырехнедельного карантина.
Юлия Никитина, управляющий директор по маркетингу и продукту Lamoda:

За шесть лет, как мы устраиваем «Черную пятницу» на Lamoda, мы наблюдаем огромный рост: с 2013 года нагрузка на собственную логистику в этот период выросла более чем в 80 раз. Если в 2013 году «Черная пятница» длилась всего день, то сегодня инфраструктура подвержена пиковым нагрузкам в течение 4-5 дней. Увеличение продолжительности акции – общемировая тенденция: людям нравится принимать участие в подобных событиях, если они сопровождаются выгодными персонализированными предложениями и креативно оформлены. Каждый год мы стараемся сделать этот день особенным. В этому году, помимо скидок до 80% на косметику, одежду, обувь и аксессуары популярных брендов ASICS, Mango, Tommy Hilfiger, Ecco, Adidas и др., мы вместе с инфлюенсерами также подготовили чек-лист покупок и тематические подборки, которые помогут быстро сориентироваться в каталоге.

Покупательские предпочтения в «Черную пятницу» лишь продолжают общий тренд — привычки огромного количества людей из разных поколений все больше смещаются в сторону онлайна по ряду объективных причин: экономия времени, доступ к широкому ассортименту, выгодные ценовые предложения и многое другое. В этом году огромным толчком к всеобщему переходу в онлайн и к e-commerce в том числе послужили ограничения, связанные с COVID-19. С этими стремительными темпами роста онлайн-шоппинга не исключено, что в этом году мы увидим еще большую долю покупок на «Черную пятницу».
Чем «Черная пятница» в 2020 году будет отличаться от прошлогодней?
Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:

Особенность текущего года заключается в том, что фактически всегда у покупателей была возможность доступа к предложению со скидками. Тем более, что накануне декабря проходят две волны активных скидочных акций: 11. 11. и «Черная пятница» 27-29 ноября.

В России, согласно тому, что вторая волна пандемии продолжает нарастать, очевидно, что индекс покупательской уверенности продолжит свое снижение. А из-за обилия постоянных скидок никакой специальной новости в рождественских скидках покупатели не увидят. Очевидно, что это ведет к вынужденной экономии и к тому, что в качестве подарков люди покупают не приятные, но бесполезные сувениры, а именно то, что им действительно необходимо, заранее осмысливая и планируя покупки.
Ольга Штейнберг, аналитик и автор Telegram-канала «Fashion прокачка»:

В этом году ситуация с распродажами не совсем стандартная. С одной стороны, опросы показывают, что все больше покупателей готовы приобретать товары только со скидкой. Предыдущие кризисы демонстрировали нам более ранние распродажи. Именно тогда и международные, и российские бренды вошли в штопор бесконечных распродаж, а позже к ним добавились «праздники шопинга», такие как «Черная пятница» и 11.11.

С другой стороны, нынешний кризис совершенно по-другому повлиял на товарные запасы брендов. Весной начались тотальные распродажи. Из-за карантина все понимали, что иначе просто останутся с весенними коллекциями. Потребителям это нравилось, многие покупали впрок. В итоге на данный момент у продавцов нет такого запаса остатков весеннего сезона, какой бывает обычно. Второй фактор – многие сократили закупки и заказы на производствах с целью минимизации рисков, плюс в календаре поставок были серьезные задержки, и как результат – опять же меньше товара, меньше ассортимент. Соответственно, до главной распродажи осени – «Черной пятницы» – мало чего дошло, а значит, выбор будет не очень большой. Как это ни парадоксально звучит, но видя это, люди будут более склонны к покупкам по полной цене, просто потому, что будет желание купить что-то действительно нужное, запланированное. Но опять же, за всех не скажешь. Кто-то в подсознательном стремлении сэкономить будет покупать, что есть, а кто-то будет более осознанным. Скорее всего, крупные ритейлеры, маркетплейсы будут рапортовать о росте по сравнению с прошлым годом. Но в целом, думаю, тенденция к осознанному потреблению, обдуманным и запланированным покупкам продолжит укрепляться.
На что ритейлерам стоит обратить внимание, чтобы улучшить продажи?
Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:

Прежде всего никто не отменял традиционные и привычные для покупателей акции, нацеленные, например, на комплексность покупки: «три товара по цене двух, два товара по цене одного», или на увеличение трафика: «привел друга-получи бонус», «акции дня», «беспроигрышные новогодние лотереи по чеку покупки» и т.п. Многие активные ритейлеры меняют формат акций и механику их проведения и предлагают в этом году таргетированные и индивидуальные предложения, акции, нацеленные на интерактивные связи, например, получение скидки через конкурсы и игры (геймификация), а также кэшбэк и специальные кредитные предложения.

Стоит также обратить внимание на специализированные сайты с промокодами на покупки от разных брендов и онлайн-магазинов с ограниченными сроками действия – популярность таких сайтов растет.
Ольга Штейнберг, аналитик и автор Telegram-канала «Fashion прокачка»:

Тенденция осознанного потребления становится все сильнее. Уже сейчас многие задумываются об этической стороне участия в распродажах (и покупатели, и продавцы), и придумывают различные альтернативы. Так, в прошлом году, 300 французских брендов объявили общий сбор под лозунгом «Сделаем пятницу снова “Зеленой”». Тогда они отказались от каких-либо скидок 29 ноября, вместо этого обязались перечислить 10% от заработанного в этот день в одну из четырех некоммерческих организаций, занимающихся защитой экологии. Кто-то пытается совместить распродажи и осознанность, например, в дни распродаж устанавливают контейнеры для сбора старых вещей. В целом, я бы порекомендовала именно пытаться выделиться на фоне других, объединяться с единомышленниками, придумывать интересные альтернативы.
Какие ожидания и наблюдения у ритейлеров?
Екатерина Петухова, бренд-менеджер Etam и Undiz в России:

В Etam, как и в большинстве брендов, «Черная пятница» началась в понедельник, 23 ноября. В других странах мы также стартовали раньше, и только Франция стала исключением.
Торговые центры в России сообщают о том, что ситуация с трафиком улучшилась, — люди пошли за покупками. Мы видим серьезный всплеск активности в онлайн-магазине. Думаю, что эта неделя и грядущий Cyber Monday порадуют ритейлеров, особенно на фоне не самого простого года.


Однако делать выводы о том, как закончится год ещё рано. Во-первых, впереди декабрь, а его вес в годовой выручке у подавляющего большинства игроков 15% и более. Во-вторых, многое будет зависеть от того, насколько холодной будет зима. Это повлияет на продажи более дорогих категорий - верхней одежды и обуви и может дать еще хотя бы небольшой импульс положительной динамике. По большому счету, российские потребители не приобретали верхнюю одежду и теплую обувь уже год - прошлая зима выдалась очень теплой и продажи этой категории упали, потянув за собой вниз обороты 2019. На весну 2020 пришелся локдаун и изоляция.
Андрей Мигунов, сооснователь и генеральный директор Poison Drop:

«Черная пятница» в Poison Drop пройдет с 27 по 29 ноября, скидки достигнут 70%. По нашему опыту, три дня скидок приравниваются к выручке среднего месяца. Надеемся, что этот год не станет исключением.

Мы делаем ставку на онлайн, поэтому предполагаем, что 80% продаж будет совершено на сайте и порядка 20% – в «Цветном», «Метрополисе» и Au Pount Rouge в Санкт-Петербурге. Офлайн будут действовать скидки до 50%, а онлайн – достигнут 70%. Скидки будут на все категории товаров – от нишевых российских брендов и зарубежных марок до эксклюзивных брендов Poison Drop. Акцент мы сделаем на private-бренды: среди них Lisa Smith, Aqua и Herald Percy. На все онлайн-заказы, как и всегда, будет действовать бесплатная доставка.
Александра Зайцева, директор по аренде Trend Island:

«Черная пятница» всегда пользуется популярностью у посетителей. Надеемся, что они уделят внимание мероприятию и в этом году. Безусловно, мы видим, что покупать стали более осознанно, часто – более базовые вещи, однако тем больше поводов заглянуть в магазины со своим списком в этот период и приобрести правильную и нужную вещь по приятной цене.
ТЕКСТ: ЛАДА КАЛАШНИК
ИЛЛЮСТРАЦИИ: SECOND FRIEND STORE
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.