Мода и гендер










Конспект лекции из курса
«Профессия fashion-дизайнер»
Skillbox x Beinopen
Как в истории
трансформировалась
концепция
деления одежды
на мужскую
и женскую
Институт Beinopen – это история о развитии отрасли. А одна из базовых составляющих развития – образование. Мы сами читаем лекции о моде и привлекаем экспертов к нашим Гастролям и другим просветительским проектам.

Среди этих проектов – курс для образовательной платформы Skillbox «Профессия fashion-дизайнер», раскрывающий все аспекты создания, производства и продажи модного продукта. В этом курсе есть и раздел об истории моды, а точнее о том, как события XX и XXI века влияли на мировую моду и потребительские привычки общества.

Мы сделали конспект лекции Максима Муратова и Дениса Ламехова о том, как в истории моды трансформировалась тема гендера.
Человечество привыкло объяснять разницу между людьми в первую очередь через разницу полов и различия между мужским и женским.

Понятие пола берет в расчет только биологические, анатомические особенности человека. В свою очередь понятие гендера помимо этих данных учитывает возможность для самоопределения через психическое ощущение себя, желаемые социальные и культурные роли.

На протяжении столетий одежда воспринималась как первичное визуальное сообщение о гендерной принадлежности человека. Однако современная мода активно нарушает законы жесткого деления на «мужское» и «женское», отображая настроение культуры и общества – курс на осознание и принятие множественности идентичностей и точек зрения.

Но всегда ли гендерная принадлежность одежды была важным социальным маркером?
ДРЕВНИЙ МИР
ВРЕМЯ ЖРЕЦОВ.
ОДЕЖДА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ САКРАЛЬНА, А В ПОСЛЕДНЮЮ – МАРКЕР ГЕНДЕРА
Изначально одежда не была маркером гендера. Первичная ее роль – сакральная, социальная, эстетическая, затем – защитная.

«Первыми элементами костюма стали окраска, татуировка и скарификация (шрамирование), о чём может свидетельствовать распространение раскраски и татуировки у племён, до сих пор существующих и обходящихся без любых
видов одежды. Первобытные люди видели во всех окружающих их объектах и явлениях мистическое начало, поэтому нанесение рисунков на тело приобрело, прежде всего, ритуальный характер, обусловленный необходимостью вступать в отношения с силами природы», – Ю.Л. Герасимова, О.А. Кириллова (ОмГТУ)

Первые религиозные учения часто предполагали равное значение и равную власть мужского и женского божественного начала, воплощенного в божественных персоналиях, а значит, и костюм не нуждался в жесткой декларации гендерных различий.

Вера в одинаковую силу богов-мужчин и богинь-женщин позволяла этому отсутствию радикальных отличий существовать.
В самых примитивных обществах, в самых древних мифологиях всегда можно найти дуализм Одного и Другого; это разделение первоначально не было знаком разделения полов, это деление не зависит ни от каких эмпирических данных
Симона Де Бовуар «Второй пол», 1949

Древние шумеры: статуи божеств из города Эшнунна; Древняя Греция: дельфийская пифия и царь Эгей; Древний Египет: Тутанхамон, Анубис и Нефтида

Историки считают, что ситуация изменилась с приходом христианства и вытеснением из сознания образа богини-женщины.

В дальнейшем функция одежды как маркера гендерных различий только усиливалась.

Роль женщины в культуре изменилась.

Женщины оказываются под давлением запретов и догм, предписанных новой религией, их одежда становится более закрытой, подчеркивающей целомудренность.
ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ –
СЕРЕДИНА XVIII ВЕКА
Расцвет и доминирование аристократической культуры в Европе.
Придворная мода склоняется к гендерфлюидности.
Начиная с позднего средневековья и до середины XVIII века в высших слоях общества гендерные различия в одежде были не так значительно маркированы, как оказались после.

Представители аристократии вне зависимости от пола обильно украшали себя драгоценными тканями, вышивками, кружевом, декором.
История западной моды отмечена символическим напряжением, произрастающим из желания, иногда открытого, но чаще подавленного, одного пола подражать одежде и другим гендерным атрибутам другого пола
Фред Дэвис, «Мода, гендер и индивидуальность», 1992

Ван Дейк: портрет королевы Генриретты Марии, 1633; портрет Анри де Гиза, 1634


Что общего: обильные вышивки, узкая линия плеч, кружевные воротники и манжеты, укороченный рукав, декоративные банты, широкополые шляпы с обильным декором из перьев, удлиненные прически с локонами, глянцевые ткани, подчеркнутая талия

Якопо Амигони, Портрет неизвестного юноши, ок. 1752;

Неизвестный художник, итальянская школа, Портрет Матильды де Эсте, середина 18 века



Что общего: парики с буклями, максимально открытое лицо, грим (белила, румяна), невыраженная линия плеч, пышные рукава, артикулированная талия и широкий низ, обильный флористический декор

После революций, произошедших в Европе в XVII-XVIII веках, культурное влияние аристократии как класса стало снижаться – это отразилось и на городском костюме.

Например, популярность высоких каблуков сильно упала после Французской революции, когда люди не хотели иметь ничего общего с аристократами (и быть хоть в чем-то похожими на них).
Как высокий каблук менял гендер на протяжение истории
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА –
НАЧАЛО XX ВЕКА
(ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ)
Капитализм.
Глобальное влияние пуританской морали.
Четкое разграничение на «мужское» и «женское» в одежде.
Все, что за рамками – маргинализировано.
Вторая половина XVIII – XIX века – время индустриальной революции, роста машинного производства. Культурная доминанта – за буржуазией.

Мужской костюм отныне жестко регулируется рабочей и социальной этикой.

В таких условиях само понятие моды становится в большей степени «женским» явлением – и продолжает развиваться до наших дней преимущественно именно в этой парадигме.
Культурное влияние европейской аристократии снижается. На первый план выходит класс буржуа, фабрикантов и производственников. Это приводит к:

  • возникновению моды как явления, не принадлежащего исключительно дворяням и не зависящего от вкусов элит.

  • появлению более жесткого гендерного деления одежды, основанного на новых культурных и экономических реалиях.

  • возникновению более массового производства одежды, удешевлению этого процесса.

Каталог мужской одежды, США, 1896


Простота формы,

просторный крой,

минимум декоративных элементов,

сдержанные цвета,

более грубые материалы, униформенность,

подчеркнуто широкие плечи



Каталог женской одежды, США, 1883


Обтягивающий силуэт,

узкая талия и корсеты,

пышные многослойные юбки, обилие декора, многофактурность,

пышные головные уборы

Мужской образ стал более ригидным, менее подвижным, а женский остался более открытым для флюидности. Женская мода по сей день впитывает в себя намного больше кодов из мужского костюма, чем мужская – из женского.

К примеру, уже к концу XIX века возникли группы женщин, которые переняли мужскую манеру одеваться в просторную и простую одежду – и такой более маскулинный крой женского костюма оказался популярным к началу 1920-х годов.

Всё, что за рамками четкого гендерного деления в моде – маргинализировано или переходит в богемные круги, становясь признаком особенно изощренного эстетического восприятия. Как в культуре денди.
Дендизм появляется преимущественно в переходные эпохи, когда демократия еще не достигла подлинного могущества, а аристократия лишь отчасти утратила достоинство и почву под ногами. В смутной атмосфере таких эпох немногие оторвавшиеся от своего сословия одиночки, праздные и полные отвращения ко всему, но духовно одаренные, могут замыслить создание
новой аристократии.
Шарль Бодлер «Художник современной жизни», 1863

Томас Филипс, Портрет лорда Гордона Байрона, 1813;

Фотопортрет Оскара Уайлда, 1882

В рамках прагматичной мужской западной культуры одежды XIX в. дендизм с его вниманием к украшающему выглядит ностальгическим обращением к аристократической культуре XVII-XVIII в.
XX ВЕК
«Женское» трансформирует под себя «мужское».
«Мужское» находит свое «женское».
Жесткое гендерное разграничение в одежде, возникшее в конце XVIII – XIX веках – основа различий между «мужским» и «женским» в моде и обществе, которые существуют и сейчас.

Однако в XX веке систематический обмен и взаимопроникновение гендерных маркеров в одежде пошатнули эту основу.
Как моде в XX века менялись гендерные маркеры
1920-30-е

У женщин – стиль «гарсон»,

мужской силуэт становится чуть более мягким.

1940-50-е

В военное и послевоенное время четкое гендерное разграничение возвращается:

в женской моде – newlook, в основе мужской – образ «воина».

1960-70-е

Мода подходит к агендерности: хиппи и глэм, рок-н-ролл и панк.

1980-90-е

Power dressing: женская мода перенимает главную традиционную черту мужского костюма – широкие плечи. А концептуальная мода продолжает эксперименты с агендерностью.

Если в XX веке почти все формы мужской одежды были переосмыслены для женского гардероба, то сам мужской стиль остался достаточно ригидным и консервативным – даже несмотря на некоторые колебания.
Наш мужской костюм – в целом тот же, что и в XIX веке. Современная одежда, вообще говоря, это одежда практичная и достойная; она должна подходить в любой трудовой ситуации.
Ролан Барт, «Язык моды», 1962

НАЧАЛО XXI ВЕКА
Гендерная нейтральность.
гиперсексуальность.
мужская чувственность.
В XXI веке жесткое гендерное разграничение, как магистральная позиция в одежде и моде, уходит. Принцип непроницаемых границ между гендерами все больше ставится под сомнение.

Подобно тому, как в дохристианской цивилизации существовала вера в равную силу богов-мужчин и богинь-женщин, современный мир приходит к осознанию равной силы всех людей.
  • Женская мода освобождается от «мужского взгляда», ищет самоценность, провозглашает ощущение женской сексуальности в первую очередь для самой женщины, а не для мужчины.

  • Пересматриваются стандарты «модного тела».

  • Агендерность и сверхсексуальность начинают существовать в культуре параллельно.

  • Гипермаскулинный образ мужчины уходит. Изменяется презентация мужского образа в модном медиуме.


  • Мужчины позволяют себе чуть больше экспериментировать с собственным внешним видом, соприкасаться со своей природной чувственностью – той, что исторически ошибочно ассоциировалась с феминностью.
ТЕКСТ: Максим Муратов, Денис Ламехов
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.