Древние шумеры: статуи божеств из города Эшнунна; Древняя Греция: дельфийская пифия и царь Эгей; Древний Египет: Тутанхамон, Анубис и Нефтида
Ван Дейк: портрет королевы Генриретты Марии, 1633; портрет Анри де Гиза, 1634
Что общего: обильные вышивки, узкая линия плеч, кружевные воротники и манжеты, укороченный рукав, декоративные банты, широкополые шляпы с обильным декором из перьев, удлиненные прически с локонами, глянцевые ткани, подчеркнутая талия
Якопо Амигони, Портрет неизвестного юноши, ок. 1752;
Неизвестный художник, итальянская школа, Портрет Матильды де Эсте, середина 18 века
Что общего: парики с буклями, максимально открытое лицо, грим (белила, румяна), невыраженная линия плеч, пышные рукава, артикулированная талия и широкий низ, обильный флористический декор
Каталог мужской одежды, США, 1896
Простота формы,
просторный крой,
минимум декоративных элементов,
сдержанные цвета,
более грубые материалы, униформенность,
подчеркнуто широкие плечи
Каталог женской одежды, США, 1883
Обтягивающий силуэт,
узкая талия и корсеты,
пышные многослойные юбки, обилие декора, многофактурность,
пышные головные уборы
Томас Филипс, Портрет лорда Гордона Байрона, 1813;
Фотопортрет Оскара Уайлда, 1882
У женщин – стиль «гарсон»,
мужской силуэт становится чуть более мягким.
В военное и послевоенное время четкое гендерное разграничение возвращается:
в женской моде – newlook, в основе мужской – образ «воина».
Мода подходит к агендерности: хиппи и глэм, рок-н-ролл и панк.
Power dressing: женская мода перенимает главную традиционную черту мужского костюма – широкие плечи. А концептуальная мода продолжает эксперименты с агендерностью.