ВИЗУАЛЬНЫЕ
КОДЫ
МОДЫ
2020

Уходящий год не стал ожидаемо прорывным для моды и визуальной культуры. Мы уже были готовы прощаться со старыми карнавально-кэмповыми кодами и встречать новую чистую красоту, но пандемия остановила все процессы и вручила эстетике не крылья, а костыли. Так или иначе, многое из того, что мы увидели в 2020 году в аккаунтах модных брендов, связано с невозможностью полноценно снимать, полноценно взаимодействовать с окружающим миром и полноценно чувствовать. Мы выделили 7 главных визуальных кодов моды этого года и составили из них мудборд.

DIGITAL-ЭСТЕТИКА
Одно из немногих положительных влияний пандемии на моду – активные эксперименты с возможностями digital. Пока наши физические тела оказались заперты в четырех стенах, социальную жизнь вели наши цифровые тела. Итог: развитие digital-одежды для фотографий в соцсетях и выход моды в пространство популярных видео-игр. Искажения, футуристические формы, нереалистичные фактуры и цвета ко всему прочему стали часто использоваться в лукбуках. Верх digital-эстетики 2020 – показ Balenciaga FW 2021 в формате самостоятельной видео-игры, где ближайшее постапокалиптическое будущее причудливо перемешивается с темным Средневековьем.

В коллаже: Balenciaga, TTSWTRS, Fakoshima x Yuliа Shur, Omut x Публика Голтье, Beinopen, Maison Margiela x Nick Knight, Replicant
СЪЕМКИ ПО УДАЛЕНКЕ
Глянцевая эстетика моды на некоторое время ушла из нашей жизни по самой простой причине – фотографы не могли снимать моделей вживую. На пару месяцев весны все модные съемки мира (если они вообще происходили) перешли в Facetime. Такие ограничения, конечно, развили воображение фотографов, но для модного визуала в перспективе, пожалуй, ничего не дали. Как только стало можно опять снимать традиционным способом, все постарались поскорее забыть этот странный период в истории модной фотографии.

В коллаже: 8-store x Саша Чайка, Jacquemus, i-D, Eseniya, Odor x Саша Чайка
ИНФАНТИЛИЗМ
В начале пандемии в Instagram-аккаунтах главных мировых модных брендов – Gucci, Chanel, Marni, Balenciaga – появился контент, близкий эстетике наивного искусства. Им вторил Vogue, выпустивший обложки с детскими рисунками под заголовком «Наш новый мир». Потом мировые дизайнеры то тут, то там начали делать коллекции, вдохновленные детскими образами. Возникло ощущение, что эпоха постмодерна со всей ее избыточностью, бесконечным переосмыслением культурного наследия, цитатностью заканчивается, умирает и чтобы культуре обнулиться, нужно идти из чего-то простого, чистого, примитивистского, детского.

В коллаже: Vogue Italia, J.Kim, Roma Uvarov Design, J.W.Anderson, Gucci, MiuMiu
БЕЗУМНЫЙ АРТ
Самое интересное, что выдавала мировая мода в 2020-м – сумасшедшие арт-высказывания дизайнеров, не оглядывающихся на законы коммерции. И, кстати, это то, что было замечено большими коммерческими структурами. Глобальный пример – бренд Collina Strada, который весь год демонстрировал прекрасное безумие формы в рамках главных модных смотров. В России тоже есть пара показательных примеров. Во-первых, сумасшедший книтвир Vereja в конце года стал резидентом КМ-20 – магазина, который еще год назад вообще не обращал внимания на российских дизайнеров. Второй пример – коллекция питерского бренда Nomad Gobа, не сковывающего себя понятной миру ассортиментной матрицей, неожиданно была выкуплена Selfridges.

В коллаже: Craig Green x Moncler, Charles Jeffrey Loverboy, Collina Strada, Vereja, Nomad Goba
ЭСТЕТИКА ЗАГОРОДНОЙ ЖИЗНИ
Еще одна ярчайшая примета времени – так называемый «коттедж-кор». Когда ты видишь весну и лето только из окна квартиры, глаз неимоверно радуют съемки на фоне леса, поля, дачи. Чего угодно натурного, лишь бы не было вокруг стекла и бетона. Но эта ситуация тоже была доведена до жирного штампа уже после первой волны пандемии – каждый второй показ с осенних недель моды был сделан либо в настоящем лесу, либо (что еще абсурднее) в его имитации.

В коллаже: Собака.ru, Celine, OlaOla, Buffalo Zine, Dapper Dan Magazine, Jacquemus, Сhaika store
ОДЕЖДА ЖИВЕТ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ
Еще один прием, рожденный из невозможности снимать моделей вживую, но намного интереснее лукбуков по Facetime. Чтобы вещь хорошо смотрелась без человека, нужно было практически «оживить» ее. Кстати, этот формат, в отличие от удаленных съемок, не исчез окончательно с возвращением старых возможностей. Находчивый сет-дизайн – это всегда привлекательно.
В коллаже: Befree, СH4RM, Dust bu Coco Capitan, Helmut Lang by Постернак, Bound Issue, Время Перемен, Тигран Аветисян, Balenciaga, Loewe
ТЕЛЕСНОСТЬ И ТАКТИЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ
С одной стороны, карантин стал временем исследования собственного тела и сексуальности, а с другой – лишил нас большого количества тактильных контактов. За этот год было сделано много терапевтических съемок с объятиями и поцелуями и еще больше – телесных, уверенно выводящих мейнстрим на долгожданное поле diversity, вызывающих бурную реакцию в соцсетях. Слом некоторых табу, связанных с демонстрацией тела и сексуальности, является одним из немногих плюсов стагнационного 2020 года.
В коллаже: Courreges, Эмми Америка, Lovegoods, СH4RM, My Dear Petra, Bilngua Ladies, Michaela Stark, Jacquemus
В коллаже: Marcus Rashford, Random Rebels, Anton Lisin Russia, Культраб, Саша Чайка
ТЕКСТ: МАКСИМ МУРАТОВ
ВИЗУАЛ: МАКСИМ ОСИПОВ
ВЕРСТКА: КАТЯ РАБОТА

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.