О новой концепции кожи и требованиях
к материалам будущего

Бренд ECCO Leather ежегодно проводит воркшоп HOT-SHOP, где собирает талантливых дизайнеров со всего мира. В этом году мероприятие не отменилось – впервые за 13 лет его провели в новом digital-формате. Мы поговорили с одним из участников, дизайнером марки обуви AFOUR Custom Владимиром Григорьевым, и узнали, как в онлайн-режиме и в духе панка международная команда из пяти часовых поясов разрабатывала новую концепцию кожи из цветов, которую можно взять в будущее






О HOT-SHOP-13
Из-за пандемии HOT-SHOP-13 проходил в онлайн-режиме, а не в Амстердаме, как это было в прошлом году. Все участники получили коробку с образцами кожи для экспериментов, инструменты, а также примеры технологий работы с кожей – разные виды тиснения, окраски и отделки. Свою посылку я получил за час до конца мероприятия, так как она застряла на таможне.

Нам выделили больше технических специалистов, чем в прошлый раз – по сути они были нашими руками: мы давали задания, и они их выполняли. В прошлом году у нас была российская команда, в этом – международная: два технических специалиста (один – по механической обработке, другой – по химической) и дизайнеры кожи из Нью-Йорка и Голландии.
Поскольку Ecco Leather – кожевенный завод, нашей задачей было придумать новую концепцию кожи. Каждый год организаторы придумывают какое-то общее слово для мероприятия, и в этом году это было disruption – разрушение границ – так я это воспринял. Мы должны были выйти за рамки и придумать новую концепцию, никаких ограничений не было.
О новой концепции кожи
Мы долго перебирали варианты и остановились на следующей концепции – кожа с использованием переработанного мусора. Отходы в Европе давно перерабатывают, но продукты, сделанные из вторичных материалов, не соответствуют ожиданиям. Если есть возможность купить обувь из кожи, потребитель не купит эту же обувь из переработанного пластика. Он может купить ее по идейным соображениям, но комфорта не получит, так как именно кожа дышит и дает комфортные ощущения при носке.

Мы решили, что кожу возьмем за основу и используем до 50% переработанного материала. Тогда мы получим потребительские свойства кожи и одновременно уменьшим затраты на нее. Из отходов сейчас делают и нити, и волокна. Мы поговорили с производителями, и оказалось, что у них нет мусороперерабатывающего завода и отходы можно было использовать только в первозданном виде, без дополнительной переработки. Чтобы скрепить кожу с мусором, мы обратились к старой технологии совмещения материалов – переплетению. Мы подумали, что было бы круто переплести кожу с мусором и затем уже спрессовать или химически обработать – тогда бы мы получили хорошую текстуру, которую частично сможем контролировать, чтобы не потерять fashion-составляющую и получить нужный нам цвет. При этом каждая вещь была бы уникальна.
О «цветочной» коже
Концепция с мусором всем очень понравилась, но после презентации нам сообщили, что команды перемешают, и мы все будем работать над чужими концепциями. Все были в шоке. Дело в том, что нам с Ромой Уваровым попалась идея цветочной кожи, – это мы делали в прошлом году. Разница заключалась лишь в том, что мы стремились к более полной передаче ощущений от цветочной кожи в плане формы и внешнего вида, а у ребят была идея кожи, пахнущей цветами. Мы приуныли, потому что не хотели повторяться.

Мы взяли паузу и решили реализовать концепцию по-другому: этот запах мог бы проявляться постепенно – либо при каких-то больших нагрузках, если мы говорим про спортивную одежду, либо по заказу клиента. У нас было три типа кожи. Первый тип напоминал упаковочную пузырьковую пленку – можно было нажать на один из пузырьков и получить нужный аромат. Второй тип кожи был спортивный – двухслойный, нижний слой содержал аромат. Мы взяли сырую кожу и сделали повторное дубление с ароматными травами, цветочными элементами и специями. Кожа оставалась неокрашенной, но имела аромат веществ, которые мы добавляли. Сверху был слой перфорированной кожи. При движении кожа изгибалась и сквозь поры выходил запах. Третий вид кожи также был ароматизирован, но сверху мы его покрывали кракелюрным лаком. При эксплуатации лак трескался и оттуда выходил аромат – прогнозируемое старение и реализация запаха.
На следующий день мы должны были сделать продукты из этой кожи. С одной стороны, ограничений не было, с другой – стояла задача подготовить новые идеи для кожи с обоснованием, где их можно применить. В условиях прогрессивной экономики и современной моды концепция «кожа ради кожи» уже не работает. Нам дали шаблоны продуктов: сумки, сандалий, кроссовок, высоких кроссовок. Мы сделали дизайн продуктов и включили туда применение полученных типов кожи.

Если в прошлом году образец продукта мы должны были делать сами, в этом году мы сделали кожу, подготовили бланк технического задания, приближенный к профессиональному, – все это отправили в Португалию на фабрику, где эти образцы отшили. Затем состоялось закрытое голосование среди участников – без победителей, без призов, за фан.
HOT-SHOP от других обучающих вебинаров и программ отличает высокая интенсивность. Во-первых, вовлекает само действие: когда 120 человек бегает по обувному заводу с горящими глазами, ты словно попадаешь в Диснейленд, где можно все. Во-вторых, круто ездить за границу и поработать в других условиях. В проекте присутствует дух панка: тебе отправляют в коробке случайные предметы и ты должен сделать круто – это подстегивает креативность участников. Техническая часть при этом вторична, и участники не ограничены в своей фантазии. В России кто-то удивляется, зачем я участвую в мероприятии, может, мои идеи «украдут», только я не знаю ни одной компании в России, которая давала бы возможность дизайнерам создавать что-то новое. Буду только рад, если мои идеи окажутся полезными и повлияют на развитие индустрии.







О трендах индустрии будущего
Главный тренд сегодня – делать моду и кожу, не оставляя экологического следа. Ecco Leather используют кожу настолько эффективно, что от нее ничего не остается. Исторически выделка кожи требует огромного количества воды, а у них есть методы дубления без потери качества, при которых используется в 10 раз меньше жидкости. Все обрезки от кожи отдаются на производство желатина, биогаза. Они смешивают традиции с новыми технологиями, и мне очень близка эта философия, потому что лучше натуральной кожи пока ничего не изобрели.
Большинство участников воркшопа выбрали растительное дубление, при котором используется минимальное количество химикатов без примесей металлов, солей и хрома. Мало кто обращался к химическим пигментам, многие предпочли натуральные красители и пастельные гаммы. Во многих концепциях поднималась повестка экологичности, этичности и ответственности.
В России сжигание и переработку мусора многие считают европейским баловством, а европейцы видят в этом и экономическую составляющую. Это технологии, требующие больших вложений. В Европе планируют как минимум на 5-10 лет, наш же подход – «если завтра прибыль не получу, вкладывать не буду». То же самое происходит и с потребителями: «Куплю прямо сейчас, завтра получу посылку с доставкой, пару недель поношу, и ладно». Конечно, в России планировать тяжело – не знаешь, что будет завтра.
У наших дизайнеров есть потенциал, но здесь, как в музыкальной индустрии: всегда было много талантливых музыкантов, но не было настоящих продюсеров. В моде тоже не хватает полноценных инвесторов, фэшн-продюсеров, которые могли бы найти крутого дизайнера, помочь создать инфраструктуру и сделать полноценный бренд, который не был бы местным аналогом зарубежной марки. Нет людей, которые бы находили и продвигали. О каком экспорте может идти речь, если российские производства не работают на перспективу и шьют по каталогам известных зарубежных брендов. «Мы шьем по Италии» – классный синоним к слову «вторичный».

В России перевес на сторону денег, и это обидно, потому что теряется большой потенциал. Многие компании считают, что не могут развивать индустрию, если молодых специалистов нет, государство их не учит, – «пусть государство научит их на европейском уровне, а стоить они будут в три раза дешевле». Во-первых, почему специалистов должно учить государство, а во-вторых, почему хороший специалист должен стоить дешево?
ТЕКСТ: ЛАДА КАЛАШНИК

читать еще:
больше публикаций
BEINOPEN COMMUNITY –
ЭТО ПРОГРЕССИВНЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ ИЗ ВСЕХ ОБЛАСТЕЙ МОДНОЙ ИНДУСТРИИ: ОТ ФОТОГРАФОВ
И DIGITAL-ХУДОЖНИКОВ ДО ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ПРОИЗВОДСТВ.
Чтобы всегда оставаться на связи, подписывайтесь на наши соцсети и рассылку.

Каждую неделю наша редакция делится новостями комьюнити, рассказывает о самобытных проектах и анализирует то, что происходит с модной индустрией в России и мире.

Задать нам вопрос, познакомиться с коллегами, прислать и обсудить новости вы можете в нашем телеграм-чате t.me/bio4at
Став участником нашего сообщества, вы получите доступ к Базе контактов, образовательным текстовым и практическим видео- материалам, а ещё приглашения на закрытые мероприятия и вечеринки команды Beinopen.