СКОЛЬКО ПЛАТЯТ В МОДЕ?


Работу в моде принято романтизировать и связывать с роскошью и баснословными гонорарами. Миф о том, что сотрудники моды разрываются между показами и зваными ужинами, поддерживает не только массовая культура, но зачастую – и сами фэшн-деятели.

Мы решили разобраться, как устроен рынок труда в модной индустрии и стоит ли мечтать о роскошной жизни тем, кто собирается работать в моде – для этого мы поговорили с креативными специалистами и рекрутерами. О гонорарах, востребованных специальностях, демпинге и стоимости рабочего часа фэшн-деятеля.


Лиза Буйнова
Дизайнер, рекрутер, автор tg-канала Shoes and Drinks
Моя первая работа в моде – ассистент дизайнера в Proenza Schouler в Нью-Йорке. Начала работать спустя три месяца после окончания учебы, работу нашел университет. Я делала там и технические задания для фабрик, и презентации для креативного директора. Зарплата была очень маленькой, но точные цифры не могу озвучить. В Proenza Schouler я проработала почти год, потом у меня случились проблемы с визой, я переехала в Бельгию и устроилась ассистентом в Ann Demeulemeester, где спустя еще год стала дизайнером.

Ты можешь быть senior дизайнером с 25 000€ в год и можешь быть senior дизайнером с 500 000€ в год. Зарплаты ничего не значат – креативный директор в одном проекте может получать 5 000€ в год, а в другом 5 000 000€.
Мои стажировки принесли мне много знакомств и предложений на полную ставку. Если есть возможность поработать где-то бесплатно полгода-год – это всегда плюс. Но если это коммерческий проект без большого имени, нужно просить хотя бы минимальные деньги.

Моя зарплата в моде начала расти, когда я стала фрилансить. Все как-то случайно завертелось, когда сразу несколько проектов предложили мне сотрудничество. С тех пор я совмещаю работу в офисе и фриланс.

Как я формирую ценник на фриланс: свой месячный оклад я делю на количество часов. Если я работаю 10 часов и получаю 1 тысячу, значит час работы стоит 100 рублей. К этому я добавляю налоги – 20-30% сверху.

Мой первый серьезный фриланс-проект – бренд Nearly naked. Фиксированной ставки нет: один проект может сильно понравиться, и я возьму 30 000, а в другом проекте будет больше работы и меньше творческой заинтересованности – и это будет стоить дороже. Есть такое выражение «одна работа идет в портфолио, а другая в кошелек». Когда я стала работать рекрутером, то поняла, какое количество креативных директоров и дизайнеров из тех, у кого есть свои бренды, фрилансят. И никто никогда не озвучит, где фрилансит. Кто-то работает с Китаем и огромными компаниями, названий которых мы даже не знаем, но они зарабатывают миллионы и миллиарды. Европейский талант ценится там. В общем, ты можешь быть senior дизайнером с 25 000€ в год и можешь быть senior дизайнером с 500 000€ в год. Зарплаты ничего не значат – креативный директор в одном проекте может получать 5 000€в год, а в другом 5 000 000€.
Как найти работу в моде и не продешевить
  1. Знакомства в нашем бизнесе – это самое важное. Мне они помогли найти все – от квартиры до работы. 
  2. Строка в резюме, что ты работал на полную ставку – это всегда большой плюс. 
  3. Спрашивайте про бюджеты, если не хотите говорить свою стоимость.
  4. Повышать ценник за свои услуги стоит, когда ты понимаешь, что работу ты раньше делал за 10 часов, а сейчас за час.
  5. Всегда востребованы более узкие специалисты. У дизайнера вязаных вещей и трикотажа больше шансов найти работу, чем у дизайнера женской одежды. 
Анна Махорина
Фэшн-журналист, редактор «Афиша Daily», автор блога Post Wintour
Блог я завела в начале мая 2020 года и первые деньги заработала на нем в декабре 2020. Первая реклама в сториз стоила 500 рублей. У меня тогда было мало подписчиков – около 5 000. Нельзя было делать активные ссылки, только отметки аккаунтов. До этого я вообще рекламу не предлагала, решила – начну, а дальше посмотрим. Думаю, что для тех времен, возможно, и 500 рублей было многовато.

Когда я дошла до 10 000 подписчиков, подумала: «Ну все, теперь могу запросить нормальные деньги». И начала продавать рекламу в сториз за 1 000 рублей. Дальше я подняла стоимость до 2 000 в сториз и зимой начала продавать посты – за 5 000 рублей.

Сейчас серия из двух сториз стоит у меня 3 000 рублей, пост стоит 6 000, но я поговорила с одним знакомым из агентства и он рекомендовал поднимать до 10 000. В неделю у меня 5-7 клиентов на сториз, но я еще отметаю половину. По постам получается около 1-2 в неделю. Самый большой заработок на блоге на данный момент был около 60 000 рублей за месяц.


Я всегда мониторю какие-нибудь hh.ru на тему того, сколько платят специалистам из моей сферы. Либо есть еще очень хороший сайт – фриланс.ру, там тоже можно посмотреть, сколько получают специалисты твоей сферы на удаленке. Единственное, там часто берут очень мало, потому что конкуренция большая. Но там есть топовые специалисты, и можно смотреть, сколько просят они.


Кстати, некоторые сейчас в инстаграме не стесняются выкладывать свои прайс-листы. Всегда захожу посмотреть, даже не по своей сфере. Например, есть стилисты Юля Катькало или Катя Рок – они не скрывают свои цены. Ты сравниваешь, сколько люди берут за свою работу, анализируешь и понимаешь, что пора поднимать цены.

Как начинающим искать работу в моде:

Определитесь с направлением, в котором хотите работать. Сфера моды очень обширна – хочешь, иди работать в PR, в SMM, в съемочную команду или редактором.
Дальше смотрите, какие начальные ступени есть в выбранном направлении. Я советую подписываться на специалистов, которые вам нравятся – они часто ищут себе ассистентов либо на проект, либо на постоянку.
Свою первую работу в моде я нашла на hh.ru Не нужно забывать, что даже на таких больших платформах попадаются вакансии из модной сферы. Также не забывайте смотреть вакансии в профильных тг-каналах.

Про нетворкинг мне сложно говорить, потому что я не пробовала. Да, стоит больше знакомится со всеми, ходить на профильные мероприятия. Если все хорошо с эмпатией и эсктравертностью, то, возможно, получится познакомиться с кем-то классным.

Если есть желание присутствовать в Instagram-пространстве или в Telegram, заведите канал или блог – это действительно хорошо работает. Когда появился Post Wintour, у меня отпала потребность знакомиться – все, кому надо, сами меня находят и напишут.
Если глобально обсуждать зарплату в контексте журналистики, мы понимаем, что не только в России, но и в мире, это не очень высокооплачиваемая работа – и у нее есть потолок. Попросишь какую-то сумму, а тебе ее просто не заплатят. Я не имею представления о суммах, но от того, что я слышу от коллег, авторов тг-каналов, я понимаю, что редактор не может зарабатывать миллионы. Все-таки в редакторскую работу идут люди, которые ее очень любят.



О зарплатах в моде

О том, как получить работу в желаемом издании

Если вы хотите, чтобы ваше сообщение, предложение, резюме не затерялось в инфопотоке, пишите с конкретным предложением. Сначала коротко расскажите о себе, прикрепите кейсы и портфолио. Если нет вакансий в штат, предложите себя как автора на фрилансе. У всех медиа есть бюджет для внештатников. Возможно, для портфолио вы можете написать первый материал бесплатно.
Желательно прикреплять темы, на которые вы могли бы сделать текст. Темы должны соответствовать tone of voice издания – для этого его нужно читать и понимать, про что оно. Второе: эти темы не должны быть банальными. Пресловутые тренды сезона соберут и без вас, желательно, чтобы это было что-то сложное. Нужно понимать, что у редакторов много рутинной работы, и они были бы рады, если бы к ним пришли с каким-то полифоническим материалом на актуальную тему. Это объемная работа, но такой материал точно прочитают.

Сейчас в модной журналистике востребованы люди, которые хорошо пишут тексты для соцсетей. Все редакции поняли наконец-то, что большие тексты на сайты не работают и трафика не приносят. Поэтому от редакторов требуют быть мультифункциональными специалистами, уметь делать подборки для Instagram, писать классные тексты в Telegram. Еще очень ценится продюсирование контента для ютуба и боль всех миллениалов – контент для TikTok.
Катя Туркина 
Фотограф
Моим первым серьезным коммерческим проектом был кампейн для универмага «Цветной» в 2016 году. Бюджет съемки был довольно большим. У нас была коллаборация с художницей: я делала видео, а она – фото и 3D. Проблема в том, что на иностранных контрибьюторов были готовы тратить большие деньги, а на русских – нет. И так происходит постоянно: большая пропасть между тем, какие бюджеты закладываются на коллаборации с российскими специалистами и зарубежными.

Свой первый портрет я сняла за 1000 рублей, первый проект – за 30 000. Но в среднем в начале бренды платили 10-20 тысяч или дарили какое-нибудь пальто. И сейчас тоже так бывает: я бы никогда в жизни себе не купила пальто за 200 000 рублей и радуюсь, потому что это довольно честный обмен. Но бартер не всегда работает, и с ним нужно быть осторожным. Я знаю, что молодые начинающие фотографы очень много работают бесплатно. У них есть большой страх потерять работу, поэтому им проще работать без гонорара. Но когда начинаешь говорить про деньги четко, все становится на свои места.

В моем случае с гонорарами тоже всё непросто: я постоянно либо преуменьшаю, либо преувеличиваю. У меня есть тенденция мяться и потом думать, что я продешевила. А бывало, какие-то волны уверенности в себе накатывали, и я назначала, например, миллион. Мне, кажется, люди думали, что я сумасшедшая. Так что с ценой я всегда промахиваюсь и сейчас вообще сама не назначаю – у меня есть люди, которые занимаются этим вопросом.

Стоимость фотографий зависит от прав: как материал используется, на каких носителях, на каких каналах, в каких странах и в какое время, частично или полностью отчуждаются права. Если ты отчуждаешь права, то это двойная стоимость. У тебя ничего не остается, только моральное право автора, которое ты всегда можешь отсудить или вернуть. Иногда бренды берут и продлевают права. Если это большой коммерческий проект, то часто заказчики отчуждают права полностью и используют работы, как хотят.
В России сфера фэшн-фотографии не перегружена. Есть таланты, но индустрия только зарождается. По сравнению с Лондоном, где каждый второй  – фотограф, и рынок переполнен, в России фотографов мало. В Лондоне 10 брендов выбирают из сотен фотографов, в России – из 30.
Чтобы повысить свою профессиональную уникальность, нужно постоянно делать свои проекты, расти и не довольствоваться тем, что снял вчера. Имеет значение только то, что ты сделал сегодня. Можно поработать бесплатно, если вы уверены, что это будет полезно и интересно. Есть некоторые проекты, которые приносят деньги впоследствии. Например эдиториалы, которые обычно снимают бесплатно или за очень небольшие деньги. Честно говоря, на таких проектах я иногда ухожу в минус.
Бывает, что фотографы работают с брендами на окладе, но это редкость, потому что все бренды хотят пробовать разное. Знаю историю про Schwarzkopf: они снимали 20 лет с одним фотографом, а сейчас ушли в разнос и снимают со всеми. Я была их первым фотографом, которого они наняли после этих 20 лет. С журналами в этом плане проще – с китайским Vogue, например, я сотрудничаю пять лет. Бренды, которым ты нравишься, будут к тебе возвращаться, особенно если там арт-директор рулит – они любят снимать с доверенным фотографом.

Самые высокие зарплаты по фэшн-фотографии, конечно, в luxury-сегменте. Там нет потолка, там может быть бесконечное количество денег. Загвоздка в том, что это снимают одни и те же 20 человек во всем мире.
Анастасия Ландер
Экспертка по маркетингу и коммуникациям, соосновательница Landerlander.com
Востребованный специалист – тот, кто постоянно учится, развивает себя не только в своей области, но и в смежных. Это тот человек, который следит за актуальностью, новыми веяниями индустрии и при этом сохраняет свою уникальность – именно такие люди и ценятся.

Сфера моды очень привлекательна, специалистов много, при это платят довольно небольшие деньги, а многие вообще готовы работать бесплатно. Хотите пробиться в моде – ваше предложение должно быть уникальным.

Если работодатель предлагает низкий оклад за интересный проект, всегда можно найти компромисс. Не нужно бояться идти на переговоры с работодателем, обсуждать планы на повышение оклада, дополнительные бонусы, проценты от продаж и выполненного плана, опционы, долю в бизнесе.
Повышение стоимости ваших услуг обуславливается рядом факторов – развитием рынка, ростом ниши и вашим развитием как специалиста. Также стоит повышать стоимость услуг, если у вас огромное количеств клиентов, вы уже не очень справляетесь и нужно начинать отсеивать новых заказчиков. Вы сможете зарабатывать столько же с меньшим объемом работы и включить входной ценз/отбор с точки зрения того, какие клиенты вам интересны и смогут принести доход.
Прежде, чем выставлять ценник,важно понять рынок. Формирование цены происходит в формате триангуляции, когда вы смотрите на стоимость своего рабочего часа с точки зрения своих потребностей, реалий рынка и того, есть ли у вас опыт работы в найме – и какова в нем стоимость вашего часа.
Обязательно нужно смотреть, сколько предлагают за схожие проекты, сколько стоят услуги других фрилансеров, работающих в вашей сфере. Чем более глубинный ресерч вы проведете, тем более адекватная и правильная будет та стоимость часа, которую вы определите.
Затем, когда вы определите стоимость часа, нужно посмотреть на рыночную ситуацию и понять, не слишком ли колоссальна разница. На любой товар есть купец, но если все специалисты вашего поля просят 100 единиц за час работы, а вы 300, то либо у вас должен быть уникальный сервис, либо нужно пересматривать стоимость и диверсифицировать источники дохода.
Ирина Дубина
Бывший шеф-редактор сайта Harper’s Bazaar, стилист, работала над проектами для Saint Laurent Beauty, Tik Tok, Spotify, Яндекс, Сбербанк и др.
Для поиска работы в моде важно построение своего бренда, чтобы тебя знали как специалиста, хотели с тобой работать. Нетворкинг – это одна из основ работы стилиста. Скорее всего, обратятся к человеку, которого уже знают по совместным проектам. Или же своего стилиста может пригласить фотограф/режиссёр. Часто бывает такое, что команду не набирают точечно, а обращаются к фотографу и просят порекомендовать кого-то из стилистов, визажистов. И тогда он привлекает того, с кем уже работал и с кем ему нравится работать. Даже если ты супер классный и креативный, но о тебе не знают, коммерческие заказы вряд ли будут поступать в том объеме, в котором хотелось бы.

Самый оптимальный вариант для стилиста – это начинать с позиции ассистента. Так ты не только получаешь опыт и начинаешь понимать, как проходят съемки, но и заводишь знакомства. С тем же ассистентом фотографа вы можете объединиться и развиваться в тандеме.
Если говорить о финансовой составляющей, то это деликатный вопрос. В России есть проблемы с демпингом, так как помимо людей, которые берут за проекты адекватные деньги, есть множество тех, кто занижает стоимость. В итоге продюсеры порой делают выбор в пользу более дешевого варианта. Когда ты только начинаешь работать, стоимость ниже рыночной – это нормально, но если ты давно в сфере, нужно повышать ценник, так как к компетенциям ты добавляешь опыт и имя. У меня формирование цены происходило постепенно: не могу назвать точных сроков, но мне, кажется, я повышала стоимость тысяч на 10 000 рублей каждые 6-9 месяцев. 

Делать коммерческие проекты бесплатно – это этически неверно, так как ты формируешь неадекватное восприятие творческих специалистов со стороны клиента. Если ты соглашаешься работать бесплатно, то со своей стороны нужно сразу обозначить: это не классические отношения «заказчик-исполнитель», а творческая коллаборация, которая предполагает большую степень свободы и самовыражения. Так можно сотрудничать, например, с талантливыми молодыми брендами или музыкантами, у которых обычно нет денег, но есть большой потенциал.
Алена Галкина
Редактор моды в buro. Сотрудничает на постоянной основе с elle.ru, пишет для отдела спецпроектов «РБК стиль», автор тg-канала @copyme
Я никогда не проходила бесплатную стажировку: на первую официальную работу в моде, в журнал «Собака.ru», меня в 2012 году взяли, только благодаря маленькому блогу, который я вела на Blogspot. Может, поэтому я до сих пор немного нехотя беру себе стажеров: а они точно готовы работать пару месяцев без дохода? У них есть другой стабильный доход? Они знают, что показы Недель моды могут проходить поздно вечером и на выходных? Получат ли они действительно ценный опыт, наработки для портфолио, сеть контактов, или будут два месяца расшифровывать интервью?

Если мы говорим не про стажеров, а про специалистов, то здесь бесплатное сотрудничество могу представить только c подкрепленным и оговоренным заранее PR value: то есть, мы отмечаем авторов в соцсетях, ведем ссылки на их инстаграмы, телеграмы или личные проекты, они лучше гуглятся и так далее. Часто на такой формат сотрудничества соглашаются профессионалы, у которых уже есть основной заработок. Плюс ваш «бесплатный творческий проект» всегда может стать платным, если на каком-то этапе вы свяжетесь с редактором и расскажете о своих планах. Кто знает, а вдруг ваши интересы совпадут: вы вместе с редактором докрутите материал/исследование, и редакция будет готова за это заплатить.

Что делать, когда вам предлагают низкий оклад, но предложение интересное? Если вы уже сложившийся специалист, то пробуйте, конечно, если у вас уже есть другой стабильный доход. Это все равно не те деньги, на которые вы сможете жить. Но если ваш будущий «низкий оклад с интересным предложением» – это весь ваш доход, взвесьте сами: готовы ли вы? Станет ли этот опыт настолько ценной валютой? Лично мне пока такого не встречалось.
Надя Журавлева
Фэшн-журналист, бывший редактор моды Vogue, основательница консалтингового и образовательного агентства «Модный факультет»
Я работаю в модной индустрии и медиа больше 10 лет. Я окончила магистратуру в ВШЭ «Мультимедийная журналистика», но начала работать задолго до учебы. Сначала – в узбекском локальном глянце, где отвечала за рубрику интервью. Зарплата тогда была очень маленькая, но помимо редакционной работы у меня было много коммерческих проектов – я создавала контент для дизайнеров, брендов, магазинов.

Многие переживают, что клиент первым не называет цену. Особенно это касается ситуаций проектной работы и фриланса. Процесс абсолютно нормальный – клиент хочет видеть в вас профессионала, поэтому ожидает смету от вас. В таком случае надо попросить клиента заполнить, как можно детальнее, бриф проекта и затем оценить свои возможности. Это, также, поможет в дальнейшем избежать огромного количества правок.
Клиентов в начале своего пути искала сама – при отсутствии большого опыта мне помогали правильно написанные сопроводительные письма. На мой взгляд, сильное письмо – 70% успеха, так как это входная точка, «одежда» по которой вас встречают. Я очень быстро наработала клиентуру – не боялась выполнять тестовые задания, никогда не срывала дедлайны. В какой-то момент заказчики стали находить меня сами. Этому способствовали мои публикации в крупных СМИ и рекомендации клиентов.
Поиск работы – это работа. Своим студентам я всегда советую выделять под это время и отправлять, как минимум, по 5-10 резюме в день, кастомизируя их под каждый конкретный запрос. В этом случае можно получить, в идеале, 50% ответов от работодателей. Но чаще всего конверсия – 20-30%. Вообще, дело не в количестве писем, а в их качестве. Нужно изучать кому, куда и с какой целью вы отправляете свое резюме или предложение о сотрудничестве.
Если говорить про гонорары – то здесь все банально, нужно изучить рынок и называть тот ценник из этой «вилки», который будет вас мотивировать в процессе работы.

Многие переживают, что клиент первым не называет цену. Особенно это касается ситуаций проектной работы и фриланса. Процесс абсолютно нормальный – клиент хочет видеть в вас профессионала, поэтому ожидает смету от вас. В таком случае надо попросить клиента заполнить, как можно детальнее, бриф проекта и затем оценить свои возможности. Это, также, поможет в дальнейшем избежать огромного количества правок.

Часто бывает, что после озвучивания стоимости работ, клиент уходит подумать и молчит. В таком случае я всегда советую постараться возобновить коммуникацию – спросить, что клиент в итоге решил. Если ответ по сотрудничеству отрицательный – не стесняйтесь спросить, что человека остановило. Правдивая обратная связь – бесценна.

Иногда озвучивать стоимость работы – сложно. Часто это, банально, синдром самозванца – один из этапов становления любого профессионала. С этим даже можно не бороться специально – это проходит, когда ты начинаешь ощущать свою ценность через опыт. Можно пообщаться с психологом или ментором на эту тему. Многим с этим вопросом помогает даже одна сессия.

В моде, конечно, работает много людей, но нехватка сильных кадров все равно ощущается. На мой взгляд, очень важно обладать навыками поиска, тайм-менеджмента (особенно личного) и общения с людьми – устно и письменно. Далеко не у всех есть этот набор.


Если говорить конкретно про модную журналистику – то в этом деле важна гибкость. Часто студенты меня спрашивают – как найти свой стиль письма, свой почерк. Я всегда отвечаю, что это не главное. Намного важнее разбираться в форматах, понимать аудиторию, уметь искать дальше третьей страницы гугла и обладать навыком анализа. 
Зарплата редактора в России зависит от регионов и форматов работы. Я не обладаю точными данными, но по ощущениям – «вилка» от 30 до 150 тысяч рублей.
Дима Табу
Фотограф 
Я нигде не учился фотографии. Это было хобби: я брал подруг, одежду, делал фотографии для себя, даже пробовал сам делать макияж. Когда я уже понял, что мне это правда нравится, я начал пробовать разные техники, приходил в студию, тестировал свет, пробовал разный цвет на пост-обработке. В итоге я занимаюсь фотографией профессионально уже второй год. Все происходило путем проб и ошибок, но адекватные специалисты всегда скажут, что практика – решает.

Я никогда не делал бесплатных съемок. Даже не поступали такие предложения. Предлагали как-то 4 000 за каталог, но за такую сумму я могу сделать только два кадра. Меньше, чем за 30 000 за съемку я не соглашаюсь. В среднем, на фрилансе я беру 7-10 тысяч рублей в час.
ФОТО: Дима Табу
Забавно, но на первом проекте у меня был очень хороший гонорар. Знакомая связала меня с бьюти-клиникой, которой нужен был контент для постеров. Я не знал тогда, какие цены на рынке и какой гонорар просить. Думал поставить 10 000 рублей, но знакомая сказала просить 50 000. Мне тогда было 17-18 лет, для меня это были большие деньги. Это был классный опыт, потому что в самом начале я понял, что можно зарабатывать нормальные деньги, даже если ты не супер специалист. После этого я год работал с шоу-румами и небольшими брендами, у которых бюджеты на съемку ограничивались 10-15 тысячами рублей.

Первая моя крупная коммерческая работа началась с сотрудничества с Befree. Я уже год с ними работаю, уже есть понимание, как снимать, как лучше подать коммерческую съемку. Прошлый директор Befree выставил историю о поиске фотографа, моя подруга мне ее прислала, я пришел на собеседование и меня сразу же взяли, без вопросов.

В Befree я работаю три дня в неделю и получаю за это 50 тысяч в месяц. Забавно, что за коммерческие съемки на фрилансе я получаю примерно столько же, но за 6-8 часов работы. Я помню, на Beinopen было как-то интервью с арт-директором Befree и Эмми Америкой. Она спросила, почему в компании так мало платят фотографам, и они ответили, что ищут молодые таланты, которые готовы работать за копейки. В Москве с этим получше, а в Петербурге многие считают, что у фотографов, стилистов и визажистов не такая уж и сложная работа. Хотя ты снимаешь рекламную кампанию, которая приносит миллионы.

Я никогда не делал бесплатных съемок. Даже не поступали такие предложения. Предлагали как-то 4 000 за каталог, но за такую сумму я могу сделать только два кадра. Меньше, чем за 30 000 за съемку я не соглашаюсь. В среднем, на фрилансе я беру 7-10 тысяч рублей в час.
Юлия Сахарова
Директор петербургского филиала hh.ru
Главное – это портфолио, его нужно регулярно проверять на актуальность и соответствие трендам. Для каждого бренда или организации нужно делать ту подборку, которая ему больше подходит. В нишевых профессиях хорошо работает нетворкинг.
Низкий оклад за интересное предложение – это вопрос про то, как строить карьеру. Тут человек выбирает приоритеты сам. Если приоритетно зарабатывать деньги – это одни решения. Если человек готов выстраивать карьеру и понимает, что деньги рано или поздно подключатся, то нужно инвестировать в будущее. В начале всем специалистам важно работать на резюме. 

В сфере моды, с одной стороны, есть острая нехватка специалистов, в силу того, что не хватает людей во всех отраслях. Но hh.ru не может отражать 100% всего рынка труда, тем более, в креативных профессиях, так как там важны личные связи. Если мы посмотрим, каких вакансий больше, треть – это швеи и портные. На втором месте – продавцы-консультанты. А вот дальше уже дизайнеры и все остальные – визуальные мерчендайзеры, стилисты, владельцы магазинов и так далее. 
С начала года российские работодатели разместили более 8 300 вакансий в профессиональной области «Искусство» по специализации «Мода», что на 56% больше, чем годом ранее.

С начала сентября 2021 года компании разместили более 1 500 вакансий, что также больше, чем в аналогичном периоде прошлого года на 76%.

Наиболее активны московские работодатели – более 3 200 вакансий с начала года, из них почти 600 вакансий в сентябре. На втором месте Петербург – более 1 200 вакансий с января и более 330 за сентябрь.

Наименее активными с начала года оказались работодатели из Ульяновска (лишь 14 вакансий с начала года) и Владивостока (23 вакансии).



Мы запросили данные у hh.ru по поводу того, какие зарплаты сейчас предлагают фэшн-деятелям в России.

ЗАРПЛАТЫ
За год работодатели из сферы моды повысили предлагаемую зарплату – в среднем по стране на 18% с 41 000 до 49 000 рублей. Наибольший уровень средних предлагаемых зарплат зафиксирован с начала года в Москве (с 56 000 до 60 000), при этом наибольший прирост был в ростовских вакансиях модной сферы – с 28 000 до 40 000 рублей. 

Безусловно, в модной сфере есть и более высокие зарплатные предложения в вакансиях. Так, в сентябре в целом по стране можно найти более 100 вакансий с зарплатой от 115 000 рублей и еще 7% вакансий с зарплатой от 150 000 рублей и выше. 
ПРОФЕССИИ
Наиболее востребованы швея и портной (почти каждая третья вакансия на данный момент), консультанты в магазины одежды и аксессуаров (11% от всего объема вакансий в этом году), дизайнеры (9%), визуальные мерчендайзеры. 
Также порядка 10% вакансий в сумме приходится и на такие профессии как продакт-менеджер, стилист-консультант, фотограф, преподаватель, байер, стилист-имиджмейкер, руководитель проекта в fashion-сфере, а также PR-менеджер. Реже всего в этом году компании-работодатели из сферы моды искали: личных ассистентов, бренд-стилистов, стримеров.
Где наиболее высокая корреляция между скиллами и зарплатой?
Как правило, работодатели, указывающие в вакансиях требование «наличие опыта от 6 лет и более», предлагают соискателям в модной сфере зарплаты выше, чем в вакансиях с отсутствием опыта и стажа. Так, с начала года среди более 8 000 вакансий по стране в 2% вакансий указано требование стажа от 6 лет и в данных вакансиях средняя предлагаемая зарплата на уровне 70 000 рублей, максимальная около 140 000. С другой стороны, в вакансиях, подходящих для начинающих специалистов без опыта (29%), средняя предлагаемая зарплата порядка 40 000, максимальная – 80 000.

Какая специализация наиболее перегружена вакансиями и резюме (данные на сентябрь 2021)

Швея/портной – 1-2 резюме на вакансию

Визуальный мерчендайзер – 1 резюме на вакансию

Дизайнер – 10 резюме на вакансию

Стилист – 15 резюме на вакансию

ТЕКСТ: Юля Голованова
ВИЗУАЛ: Катя Туркина для Vogue China Me oct'20
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.