КАК ИНСТИТУТ BEINOPEN СОБИРАЕТСЯ МЕНЯТЬ МОДУ В РОССИИ

Летом Институту Beinopen исполнится год. Неформально начавшийся с просветительского проекта «Гастроли», сегодня Институт разрабатывает региональные программы модернизации индустрии моды, проводит профессиональные конференции, выпускает методички и выступает разработчиком кластеров для бизнеса в сфере моды. Руководители Института Катя Ассылова и Аня Прохорова подводят итоги работы за первый год и рассказывают о будущих проектах.


- Как появился институт Beinopen?
Аня: Институт появился спонтанно. Год назад мы с Лешей Баженовым обсуждали идею децентрализации системы моды в России – мы хорошо знали проблемы малых марок и понимали необходимость работы в регионах, настраивании связей между игроками. Когда появился запрос на исследование от технопарка «Калибр», мы поняли, что можем быть экспертны в информации о рынке, который недостаточно анализируют в России. Примерно тогда же, после «Гастролей», мы стали разрабатывать региональную программу модернизации моды в Ульяновске.

Катя: Да, все началось с «Гастролей» – просветительского проекта, с которым редакция Beinopen ездила по России. Он был ориентирован на молодых дизайнеров, но приходили и проявляли интерес именно компании, фабрики и производства – так было и в Ульяновске, и в Перми, и в Нижнем Новгороде.

Аня: Благодаря «Гастролям» мы поняли, что в регионах есть и молодые креативные ребята, и производства. Все уже есть, нужно просто немного дособрать, дать им какие-то рабочие инструменты, понимание механизмов современной индустрии. Из этого появилась идея сделать отдельную часть Beinopen, которая будет более деятельной, нежели информационной.

Катя: На тот момент у Beinopen уже был Форум, но он ориентировался на условный московский креативный класс. К фабрикам относились как к исполнителям заказов этого креативного класса. А идея Института в том, что это два полноценных игрока, которые могут объединиться и усилить друг друга.
- В чем заключалась работа с «Калибром»?
Аня: Мы понимали, что Москве нужно, скажем так, «место силы» для малых марок. А «Калибр» – это технопарк, который как раз предлагает комфортные условия работы для компаний легкой промышленности. Они обратились к нам с вопросом: «Кто должен присутствовать в нашем кластере в Москве, чтобы это стало таким местом притяжения?». И мы провели исследование – проинтервьюировали дизайнеров, производства и сервисы и выявили привлекательные для них критерии кластера. Когда возобновится работа над этим проектом, мы перейдем непосредственно к разработке.
- Основное направление работы Института – это региональные программы модернизации моды. С какими регионами вы сейчас работаете?
Катя: Прямо сейчас мы реализуем программу акселерации брендов Ульяновска, цель которой – модернизировать бизнес и предприятия легкой промышленности региона. Под предприятиями легкой промышленности скрываются как большие фабрики, с цехами, подразделениями и поточным пошивом, так и маленькие ателье, в которых могут быть всего две швеи и двое портных. И наша задача – помочь всем этим компаниям перейти от создания низкомаржинального продукта к высокомаржинальному: научить создавать добавочную стоимость, в которую закладывается брендинг, маркетинг. У ульяновских компаний очень хороший продукт, они сосредоточены на качестве, но у многих нет ни сезонных коллекций, ни капсульного ассортимента. Мы хотим показать, как эти и другие проблемы может решить тот самый креативный класс.

Аня: Фабрикам просто не достает современных инструментов, знаний того, как выстраивается бренд. На рынке очень мало хорошей аналитики, и все мыслят в очень узких кругах – смотрят на ближайших конкурентов, и все. Фабрикам не хватает насмотренности и знаний. А люди, которых мы подтягиваем, привносят эту экспертизу.

Катя: Если, скажем, до сих пор фабрики принимали решения, основываясь на своем прошлом опыте, то мы показываем, как мыслит бренд-менеджер, стратег например, Катя Петухова (от ред. бренд-менеджер Etam и Undiz в России). Ее ход мысли может помочь компании и в дальнейшем оценивать, надо или не надо входить в какие-то новые ниши, как интересы компании гармонично уложить и показать в новых коллекциях.
- Кого вы привлекаете в качестве экспертов?
Катя: Самых разных специалистов. Фабрики умеют рисовать эскизы и делать лекала, но им не хватает понимания, что нужно рынку. Поэтому мы привлекаем маркетологов, дизайнеров, художников – Катю Петухову, Каролину Павловскую, Толю Карнаухова, Галину Чепкину. А с конетнтом помогает редакция Beinopen.

Аня: Мы выступаем такими знатоками экспертов – ориентируемся в поле профессионалов и подбираем их под проекты. В регионах нам помогают местные инициативные группы. Например, в Ульяновске это Ассоциация профессионалов легкой промышленности и дизайна. Подобные ассоциации – крутой инструмент для предпринимателей, у которых, как правило, нет ресурса для диалога с правительством. А ассоциация представляет интересы предпринимателей и общается с губернатором. Такие связующие точки очень важны в городах, потому что иначе никто друг друга не услышит.
- Расскажите о планах Института на будущее.
Катя: В сентябре мы покажем первые результаты работы программы акселерации, а уже зимой можно будет оценить эффективность предложенных решений. Мы хотим реализовать программу модернизации в максимальном количестве регионов. Ульяновск – это, скажем так, пилотный выпуск. Потом этот опыт смогут перенять другие города.

Аня: Сейчас мы ведем переговоры с городами Сибири – Томском, Омском, Новосибирском, а также Иваново, Пензой, Казанью, Пермью, Нижним Новгородом и Калининградом. В ближайшее время будем проводить встречи с региональными центрами поддержки предпринимательства и активистами, с которыми познакомились в ходе «Гастролей» и Кинофестиваля Beinopen Films. Мы хотим показать, что производства могут работать с дизайнерами, художниками, современным продакшеном, хотим образовать эти связи. И тогда все качественно может измениться. Успехи одних компаний будут усиливать другие компании.

Катя: У нас было запланировано несколько форматов работы, но из-за карантина пришлось перестроиться и ограничиться программой акселерации. Также из-за карантина приостановилась работа с некоторыми регионами.

Аня: Зато из-за карантина получилась всероссийская Антикризисная онлайн-конференция, которая изначально планировалась как небольшое образовательное мероприятие в Ульяновске. По следам конференции мы делаем методичку для бизнесов в сфере моды. Подобные методички мы будем выпускать регулярно и на разные темы. Следующая будет посвящена работе кластеров. Методички – это та самая новая теория индустрии, которой не хватает бизнесам.
- Может ли Институт реально повлиять на состояние модной индустрии в России?
Аня: Мы ведем работу с НТИ – Национальной технологической инициативой. Собрали 70 экспертов, представляющих разные этапы производства модного продукта, и вместе с ними формулируем карту будущего индустрии моды. У каждого есть возможность высказать свою позицию, внести предложение – мы будем рады видеть новых участников, вместе с которыми составим дорожную карту развития модной индустрии в России.
ТЕКСТ: ТАНЯ ТРЕТЬЯКОВА
В оформлении использован визуал: Maria Svarbova

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.