Многие пытаются перейти на недорогие бренды. Я знаю пример, когда один региональный ритейлер, изначально торговавший топовыми люксовыми марками, начал представлять, например, российских дизайнеров, при этом не самых дорогих. Естественно, теперь западных брендов у него нет – и бизнес, кажется, идет, но вернуться в разряд люксового магазина будет очень сложно, практически невозможно.
У нас сейчас закончилась закупочная сессия мужской недели моды на лето 2020 года (интервью было взято в начале августа 2019 года – прим. ред). У клиентов апатия. Они и не думают о новых брендах, они просто потеряны: грядет обязательная маркировка одежды, началась маркировка обуви, мех уже маркируют. У многих негативный настрой, но это не касается крупных операторов.
Что-то должно произойти в ближайшее время. Вероятно, глобальная чистка среди магазинов, в результате которой существенная часть их закроется. Покупая коллекции, магазин берет на себя обязательства перед брендом. Летняя коллекция получена, но еще не продана – а нужно ехать заказывать следующую, оплачивать депозит. Первая поставка пришла, а вторая стоит ждет, потому что оплачивать нечем – ничего не продается.
И если сфера мелкого ритейла будет вычищаться, то крупные игроки, как можно было бы предположить, объединяться не станут – в том числе и в формате маркетплейсов. Крупный ритейл не станет делиться. К тому же, в России нет закона, который регулировал бы поведение игроков на рынке. В Европе, если магазин вдруг решил демпинговать и поставить коэффициент наценки 2.7 вместо 3, чтобы цена была чуть ниже, чем у конкурентов, то к нему придут и обяжут повысить цены. На российском рынке все происходит по-своему – приходится писать, звонить, договариваться и все делать вручную.