– Субкультуры есть и остаются, но случилось одно важное изменение. Очень многое стало зависеть от того, как продукт выбрасывается на рынок. Я только что дописал статью для новой книги о сникер-культуре – мы росли, покупая кроссовки в спортивных магазинах, не в бутиках, не в концепт-сторах. Мы покупали то, что было интересно, а не то, что усиленно выталкивалось на рынок – да и не для кого было это делать, по большому счету. В моде не было инфлюэнсеров, если говорить о тех, кто только надевает на себя вещи и делает фотографии себя. Конечно, у нас были MTV, журналы, были Beastie Boys и [основатель UNKLE] Джеймс Лавель, но это было иначе, это была поп-культура, музыкальная индустрия. Сейчас это below-the-line marketing, который на самом деле уже даже не below-the-line: сайты о моде и кроссовках получают большие деньги за публикации о новых релизах – для меня это уже мейнстрим. Ребята чувствуют, что должны заполучить себе новый релиз, потому что они его уже где-то увидели.
Можно уйти в противоположную сторону, не в digital, но в оффлайн – есть люди и способы ведения дел, не зависящие от массмедиа и тяжелого маркетинга. Если ты действительно субкультурный персонаж, ты избежишь таких вещей любой ценой. Фло, один из тех ребят, которые работали со мной во времена магазина и, частично, агентства, пару лет назад начал делать серии вечеринок в Берлине – «Einhundert» [«100»]. Он смог заполучить себе в лайнап очень большие имена просто потому что им понравилась идея маленького независимого проекта, сарафанного радио. Организаторы вечеринок были намеренно против массированного продвижения. Это и есть настоящая ниша и субкультура.
Люди перестали глубоко погружаться в культурную и субкультурную составляющую брендов – и это нормально, просто сейчас это так. Чтобы быть субкультурой и знать субкультуру, ты должен ходить в клубы, бары, музыкальные магазины, куда угодно – но ты не можешь загуглить субкультуру.
В 1994 году я приехал в Нью-Йорк, впервые побывал в магазине Supreme, который только что открылся – и долгое время я ничего у них не покупал. В 90-х, если ты не катался на скейтборде, ты не стал бы покупать футболку скейтборд-бренда. Сейчас это вообще не имеет значения, взять то же огромное количество футболок Thrasher, например.
Сейчас идет интересный процесс: людей из субкультур замечают компании и забирают к себе, как это сделал Вирджил Абло – он увидел в Instagram девушку из Берлина, иллюстратора, и взял ее на работу. Можно иметь 200 подписчиков, о тебе мог никто никогда не слышать – но потом бум, и ты замечен. Сейчас все находится на расстоянии одного упоминания в Instagram – едва ли даже на расстоянии имейла. Ничего подобного не было прежде, доступа к таким возможностям не было, если ты жил где-то в закоулках Баварии. И даже в России у человека не было шансов быть замеченным кем-то вроде, например, Хельмута Ланга.