В этом случае нет смысла говорить о «великом» в его прежнем значении. Во-первых, в цифровой среде любая аутентичность быстро утрачивается, она доступна для копирования, а эстетики наслаиваются и перемешиваются. Во-вторых, дизайнерская концептуальная мода предельно демократизировалась – из субкультурного разряда она перешла в поп-культурный. На страницах с миллионами подписчиков аудитория преимущественно молодых фанатов обсуждает то, как одеты их любимые хип-хоп исполнители – а одеты они по большей части в люкс, в диапазоне от Rick Owens и Chrome Hearts до Louis Vuitton и Cartier.
В-третьих (и это, пожалуй, наиболее важный пункт), дистанция в онлайне радикально сократилась, подписчики получили возможность принимать участие в жизни брендов, участвовать в сотворчестве. Возникла ситуация, в которой возможность существования сакральной, отстраненной фигуры дизайнера-гения ставится под сомнение. Великого дизайнера сменил популярный дизайнер.
Сама фигура большого дизайнера или дизайнера-гения из современной моды почти исчезла – и по смыслу, и в плане самих личностей, живых людей. Маржела и Ланг нашли себя в искусстве, Готье оставил бренд и передал его более молодым. Из тех, кто не взял самоотвод, на ум приходят Вальтер ван Бейрендонк, Кэрол Кристиан Поэль, Рей Кавакубо, Рик Оуэнс и Джон Гальяно в роли креативного директора Maison Margiela.
Оттого так сложно говорить, используя слова «гениальный», «великий», в отношении дизайнеров, пришедших на смену предыдущим поколениям. Может быть для этого не прошло достаточно времени – а временная дистанция это важный критерий «величия». Однако дело не только в этом. Демна Гвасалия, кажется, первым среди всех понял, что в изменившемся мире ему требуется признание не через гениальность, а через популярность, виральность – и сделал эстетику Vetements и Balenciaga народной. Вирджил Абло, чьим идолом был закрытый и отстраненный Раф Симонс, стал фактически инфлюенсером, звездой соцсетей и одним из главных примеров того, что темнокожий дизайнер может добиться успеха в глобальной моде. При этом, безусловно, точнее других о дизайне Абло высказался критик Анджело Флаккавенто: «Off-White – упражнение в банальности, подаваемое как высшая степень концептуального». Великого дизайнера вновь сменил популярный дизайнер.