У АЛЕКСАНДРА
ТЕРЕХОВА
НЕТ ПРАВ
НА СВОЕ
ИМЯ.
РАЗБИРАЕМСЯ
С ЮРИСТОМ

На днях владелица «РусМода» Оксана Лаврентьева дала интервью The Blueprint, в котором подтвердила свои планы закрыть бренд Alexander Terekhov и развивать собственный – OLOLOL. В ответ на вопрос о том, что же станет с маркой Alexander Terekhov, Оксана сказала: «Имя Alexander Terekhov принадлежит моей компании, так что оно останется за нами, социальные сети – тоже». Но все ли так просто и однозначно? Действительно ли сам дизайнер Александр Терехов не может отныне использовать свое имя? Разбираемся вместе с советником Петербургского офиса международной юридической фирмы Dentons Яной Чирко.


Сайт компании Лаврентьевой «РусМода» (по данным, указанным на нем же) – официальный сайт бренда Alexander Terekhov. Администрируется он все той же компанией, а ее единственный участник – собственно Оксана Лаврентьева. Круг замкнулся. По данным открытых реестров Роспатента «РусМоде» принадлежит исключительное право на несколько товарных знаков, связанных с брендом Alexander Terekhov. Это товарный знак, зарегистрированный в 2018 году (косметические продукты, чистящие препараты), аналогичный товарный знак, зарегистрированный в 2017 году (оборудование для аудиовизуальных и информационных технологий, ювелирные изделия, бижутерия и часы, кожаные изделия, ткани и постельное белье, предметы одежды, а также деятельность по управлению предприятием и рекламе), словесный российский товарный знак ALEXANDER TEREKHOV ATELIER MOSCOW, зарегистрированный в 2014 году, и аналогичный словесный товарный знак, зарегистрированный по международным процедурам (солнцезащитные очки и линзы, зонты, сумки, кошельки, одежда) в двадцать одной стране (включая европейские страны, страны СНГ, Австралию, Великобританию, США).
- Допускает ли законодательство регистрацию имени в качестве товарного знака компании?
Конечно, причем такой нейминг брендов очень распространен в фэшн-индустрии. И, разумеется, подобные товарные знаки охраняются законодательством. Для этого они должны иметь следующие критерии:

  • Название индивидуализирует товары бренда. Часто в регистрации имени человека как словесного товарного знака отказывают из-за распространенности имени. Например, Иван Петров, Анна Иванова. Среди аргументов для отказа: препятствие другим брендам с таким же распространенным именем вести аналогичную деятельность и неузнаваемость марки.
  • Нет формальных оснований для отказа в регистрации товарного знака, предусмотренных законодательством.
  • Известный в России человек, чье имя должно стать товарным знаком, дал свое согласие. Можно, конечно, поспорить о том, был ли Александр Терехов в 2013 году известным, но факт, что согласие на использование своего имени он давал, неоспорим.
- С тем, что товарные знаки ALEXANDER TEREKHOV ATELIER MOSCOW и Terekhov girl действительно были зарегистрированы, разобрались. Но означает ли это, что «РусМода» владеет именем Александра Терехова (как утверждает Оксана Лаврентьева) и теперь он не может его использовать?
Вовсе нет. Право на имя – личное и неотъемлемое право каждого (в соответствии со статьей 19 гражданского кодекса РФ). Но фактически, это означает, что Александру Терехову (если он решит остаться в индустрии) придется создать свой бренд, который не созвучен товарными знаками «РусМоды». Тем не менее, дизайнер вправе сообщать на своем сайте и в информационных материалах, что он, Александр Терехов – собственник и дизайнер бренда. Хорошо иллюстрирует подобную ситуацию пример Гоши Рубчинского. Его имя используется в товарных знаках «Gosha Rubchinskiy/Гоша Рубчинский» компании Commes des Garcons. Когда Рубчинский создавал костюмы для спектакля Ренаты Литвиновой, она указывала, что над костюмами работал «Георгий Рубчинский». Литвинова не использовала товарный знак Commes des Garcons, так как указывала личное имя дизайнера в информационных целях. Позиция о правомерности использования товарного знака третьего лица в информационных целях неоднократно подтверждалась российской судебной практикой.
- Может ли Александр Терехов вернуть себе право на использование своего имени в своих товарных знаках?
Во многом ответ зависит от того, как Оксана Лаврентьева и «РусМода» намерены распорядиться правами на товарные знаки. Во-первых, несмотря на то, что охраняться они могут практически бесконечно (этому нет ограничений), каждые десять лет «РусМода» обязана платить пошлины за поддержание в силе товарных знаков. Срок продления охраны некоторых знаков наступит достаточно скоро. Если «РусМода» это сделает, то вывод один – Оксана Лаврентьева не отказалась от планов по дальнейшей коммерциализации имени Александра Терехова. В случае, если в той или иной стране «РусМода» не продлит регистрацию знаков или знака, Александру Терехову ничто не будет мешать использовать свое имя, как бренд одежды, в каждой такой стране.
Во-вторых, охрана товарных знаков может быть прекращена по заявлению Александра Терехова, если он докажет, что не давал согласия на использование своего имени (что маловероятно). Еще один вариант – ликвидация компании «РусМода» без передачи исключительных прав на товарные знаки третьему лицу.
В-третьих, знаки ALEXANDER TEREKHOV ATELIER MOSCOW и Terekhov girl могут достаться Терехову, если «РусМода» не будет использовать их для создания товаров, зарегистрированных под этими знаками, в течение трех последних лет. Со слов Оксаны Лаврентьевой, у «РусМоды» нет средств на производство даже части продуктов под брендом Alexander Terekhov. Поэтому такая ситуация вполне возможна. При этом, конечно, Лаврентьева может принять решение предоставить лицензии на бренды любым третьим лицам, которые и будут производить часы, бижутерию, одежду, ювелирные украшения.
Правда, тогда качество и дизайн рискуют пострадать, доверие к брендам с именем Терехова пропадет, а это может повлиять и на репутацию самого Александра. Скорее всего, большинство потребителей будет продолжать ассоциировать дизайнера с брендами Alexander Terekhov, не вдаваясь в юридические тонкости.
ТЕКСТ: ТАНЯ ЗИЗА
В оформлении использовано фото Алены Чендлер – Backstage Terekhov ss17 show
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.