По общему правилу, если на товаре есть товарный знак, то после его продажи правообладатель не может запрещать использование этого товарного знака в отношении этого товара. Аналогичные требования – к объектам авторского права, запечатленным на оригинале или экземпляре товара.
Простой пример: вам по наследству достались Nike Air Max, которые вы не хотите носить, но знаете, что кто-то захочет их приобрести. Вы в соцсетях или на маркетплейсе размещаете предложение о продаже. Nike не постучатся к вам в личные сообщения с требованием снять с продажи кроссовки, потому что продавать их могут только они или с их согласия.
В этом выражается исчерпание прав: стоит маркированному товарным знаком товару или товару с объектом авторского права появиться на рынке, как он попадает в свободный оборот.
Из определения исчерпания и примера выше ясно, что исчерпание прав касается конкретного товара, который появился на рынке (ни слова о создании новой вещи, ее переработке или товарном знаке в принципе). Поэтому появляется несколько опций ведения бизнеса:
Из определения исчерпания и примера выше ясно, что исчерпание прав касается конкретного товара, который появился на рынке (ни слова о создании новой вещи, ее переработке или товарном знаке в принципе). Поэтому появляется несколько опций ведения бизнеса:
Апсайклинг вещей и их реклама с использованием логотипов (товарных знаков) и объектов авторских прав других брендов может быть нарушением. Чтобы этого не произошло, следует придерживаться следующих принципов:
Апсайклинг вещей и их реклама с использованием логотипов (товарных знаков) и объектов авторских прав других брендов может быть нарушением. Чтобы этого не произошло, следует придерживаться следующих принципов:
Если подводить итог, то в апсайклинге можно информировать потребителей о том, какая вещь какого бренда взята за основу, а также кем и как были внесены изменения.
Ресайклинг вещей и их реклама с использованием логотипов (товарных знаков) и объектов авторских прав других брендов может быть нарушением.
Во-первых, это уже не тот товар, который выпущен в свободный оборот, это новая вещь с использованием товарных знаков и объектов авторских прав брендов без их согласия.
Во-вторых, вы становитесь конкурентом бренда, используя его собственные товарные знаки и объекты авторских прав.
Например, если вы шьете топы в стиле пэчворк из старых маек adidas, где на каждом кусочке ткани есть всем известный логотип и это является вашим основным видом деятельности – правообладатель вправе запретить вам это делать.
Ответственность за нарушение:
Правообладатель товарных знаков и объектов авторских прав вправе запретить использование и взыскать убытки или компенсацию за использование его интеллектуальной собственности (см. ст. 1252 ГК РФ, ст. 1301 ГК РФ, ст. 1515 ГК РФ).
Ответственность за нарушение:
Правообладатель товарных знаков и объектов авторских прав вправе запретить использование и взыскать убытки или компенсацию за использование его интеллектуальной собственности (см. ст. 1252 ГК РФ, ст. 1301 ГК РФ, ст. 1515 ГК РФ).
Правовое будущее ресайклинга и апсайклинга