КОЛОНКА
ЮРИСТА

Open this page on desktop >1200px to see animation
Previous Example / Next Example
ANIMATION DEMO PAGE
ЭКСПЕРТ:
АНАСТАСИЯ СКОВПЕНЬ
NEW COLLECTION
ЭКСПЕРТ:
АНАСТАСИЯ СКОВПЕНЬ
ЭКСПЕРТ:
АНАСТАСИЯ СКОВПЕНЬ
ЭКСПЕРТ:
АНАСТАСИЯ СКОВПЕНЬ
ЭКСПЕРТ:
АНАСТАСИЯ СКОВПЕНЬ
кейс второй

КОГДА РЕСАЙКЛ И АПСАЙКЛ ВНЕ ЗАКОНА?

КОГДА РЕСАЙКЛ И АПСАЙКЛ ВНЕ ЗАКОНА?
Уже много написано о том, почему ресайкл и апсайкл важны для индустрии моды и для нас, как потребителей, а также жителей этой планеты. Однако, когда мы открываем новости, встречам две разные повестки: с одной стороны, дизайнеров хвалят за защиту окружающей среды, с другой – обвиняют в нарушении прав брендов.

Анастасия Сковпень, юрист по интеллектуальной собственности и автор tg-канала «Вычислить по IP», рассмотрела, в каких случаях ресайкл и апсайкл в модном бизнесе могут нарушать чьи-то авторские права, и рассказала, как оставаться на передовой современной философии моды и избежать юридического скандала.
Действительно ли ресайкл и апсайкл вне закона?
Нет, сама деятельность, связанная с переработкой вещей, созданием из старых вещей новых, не является незаконной. Вы можете делать это для себя и близких, а можете создать свой бизнес. Ваша творческая свобода заканчивается там, где начинается охрана товарных знаков и авторских прав брендов.
Товарным знаком может быть логотип, название бренда на майке, принт, отдельные элементы дизайна или фурнитуры на обуви и аксессуарах. Их использование без согласия правообладателя или использование сходной фразы или изображения являются нарушением прав бренда-правообладателя. Авторским правом могут охраняться рисунки, паттерны, персонажи.
Что такое исчерпание прав на товарный знак?

По общему правилу, если на товаре есть товарный знак, то после его продажи правообладатель не может запрещать использование этого товарного знака в отношении этого товара. Аналогичные требования – к объектам авторского права, запечатленным на оригинале или экземпляре товара.


Простой пример: вам по наследству достались Nike Air Max, которые вы не хотите носить, но знаете, что кто-то захочет их приобрести. Вы в соцсетях или на маркетплейсе размещаете предложение о продаже. Nike не постучатся к вам в личные сообщения с требованием снять с продажи кроссовки, потому что продавать их могут только они или с их согласия.


В этом выражается исчерпание прав: стоит маркированному товарным знаком товару или товару с объектом авторского права появиться на рынке, как он попадает в свободный оборот.

Как исчерпание прав связано с ресайклингом и апсайклингом?

Из определения исчерпания и примера выше ясно, что исчерпание прав касается конкретного товара, который появился на рынке (ни слова о создании новой вещи, ее переработке или товарном знаке в принципе). Поэтому появляется несколько опций ведения бизнеса:

Из определения исчерпания и примера выше ясно, что исчерпание прав касается конкретного товара, который появился на рынке (ни слова о создании новой вещи, ее переработке или товарном знаке в принципе). Поэтому появляется несколько опций ведения бизнеса:

  • 1
    Ресайклинг и апсайклинг вещей на заказ.
  • 2
    Ресайклинг и апсайклинг вещей, в которых не используются логотипы (товарные знаки) и объекты авторских прав других брендов.
  • 1
    Ресайклинг и апсайклинг вещей на заказ.
  • 2
    Ресайклинг и апсайклинг вещей, в которых не используются логотипы (товарные знаки) и объекты авторских прав других брендов.
Исчерпание касается товара, но не услуги, поэтому использование в отношении своих услуг или в их описании названий брендов будет считаться нарушением (например, re-LV, upcycled Versace).
Исчерпание касается товара, но не услуги, поэтому использование в отношении своих услуг или в их описании названий брендов будет считаться нарушением (например, re-LV, upcycled Versace).

Апсайклинг вещей и их реклама с использованием логотипов (товарных знаков) и объектов авторских прав других брендов может быть нарушением. Чтобы этого не произошло, следует придерживаться следующих принципов:

Апсайклинг вещей и их реклама с использованием логотипов (товарных знаков) и объектов авторских прав других брендов может быть нарушением. Чтобы этого не произошло, следует придерживаться следующих принципов:

  • 1.
    Не использовать товарные знаки на сайте или в соцсетях, когда пишете о своем бизнесе, а также в названии домена или аккаунта в соцсетях.
  • 2.
    Указать, кто является создателем кастомизированной версии, а также об отсутствии связи или контроля со стороны правообладателя.
  • 3.
    Не использовать описания и не представлять свой товар, как оригинальные товары брендов.

Если подводить итог, то в апсайклинге можно информировать потребителей о том, какая вещь какого бренда взята за основу, а также кем и как были внесены изменения.

Ресайклинг вещей и их реклама с использованием логотипов (товарных знаков) и объектов авторских прав других брендов может быть нарушением.


Во-первых, это уже не тот товар, который выпущен в свободный оборот, это новая вещь с использованием товарных знаков и объектов авторских прав брендов без их согласия.

Во-вторых, вы становитесь конкурентом бренда, используя его собственные товарные знаки и объекты авторских прав.

Например, если вы шьете топы в стиле пэчворк из старых маек adidas, где на каждом кусочке ткани есть всем известный логотип и это является вашим основным видом деятельности – правообладатель вправе запретить вам это делать.

Ответственность за нарушение:

Правообладатель товарных знаков и объектов авторских прав вправе запретить использование и взыскать убытки или компенсацию за использование его интеллектуальной собственности (см. ст. 1252 ГК РФ, ст. 1301 ГК РФ, ст. 1515 ГК РФ).

Ответственность за нарушение:

Правообладатель товарных знаков и объектов авторских прав вправе запретить использование и взыскать убытки или компенсацию за использование его интеллектуальной собственности (см. ст. 1252 ГК РФ, ст. 1301 ГК РФ, ст. 1515 ГК РФ).

Правовое будущее ресайклинга и апсайклинга

Может показаться, что бренды не обращают внимание на использование своей интеллектуальной собственности, потому что объемы их производства и продаж не сравнятся с объемами рынка вещей ресайклинга и апсайклинга. Однако, как показывает практика, они обеспокоены тем, что лояльные к ним потребители, которые при этом обращают внимание на экологическую повестку, могут выбрать не их оригинальные товары, а ресайкл-объекты на их основе.

Возможны два варианта дальнейшего развития событий в части регулирования кастомизации/апсайклинга/ресайклинга и они могут идти параллельно друг другу:
  • Крупные компании сами создают около-брендовые «банки» материалов и фурнитуры, которые могут использоваться для апсайклинга, тем самым легализуя использование и замыкая его на себе.
  • Границы исчерпания будут размываться, предоставляя больше креативной свободы и ограничивая требования правообладателей к тем, кто занимается апсайклингом и ресайклингом.

КАК В РОССИИ И МИРЕ ЗАЩИЩАЮТ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ?
Ответы в первом материале юриста Ананстасии Сковпень про культурную апроприацию и закон
Визуал: Последняя коллекция Marine Serre и видео OSTAL24
ЧИТАТЬ ЕЩЁ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.