8 ПРИНЦИПОВ
УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ:

КЕЙС VATNIQUE

Процессы производства, позиционирования и продажи модного продукта после пандемического кризиса уже не будут прежними. В гонке трендов замедлился темп, оголились самые наболевшие вопросы, касающиеся этики и экологии, прозрачность и открытость в ведении бизнеса и работе с аудиторией стали нормой. И те марки, которые еще до коронакризиса выбрали медленный и устойчивый путь развития, оказались в выигрыше – необходимые перемены происходят плавно в уже проверенной бизнес-модели.

Создатели петербургского бренда Vatnique Кирилл Ступченко и Алексей Сорокин как раз предвосхитили время: отказ от тиражей в пользу пошива на заказ, создание стабильного по качеству монопродукта, выстраивание всех уровней жизни бренда по принципам sustainability на протяжении трех лет существования проекта. Мы поговорили с ними и вывели ряд форм и концепций работы модного бренда в современном мире, о которых стоит задуматься маркам, выходящим на путь осознанности.


Sustainability – обоюдная ответственность бренда и клиента

Мы осознанно подходим к производству, все изготавливаем на заказ, предоставляем хорошие условия труда и заработную плату сотрудникам, щепетильно выбираем ткани и утеплитель, поставщиков, в которых уверены. И такой же осознанности мы ждем от клиентов. Sustainability – это взаимное уважение и обоюдная ответственность.

Не тиражи, а пошив на заказ

Наш формат – пошив на заказ. Во-первых, так мы ушли от перепроизводства. Во-вторых, мы считаем, что человек должен «пожить» с мыслью о новой вещи, понять, нужна ли она ему на самом деле. Готовность ждать, порой до 2 месяцев, говорит о том, что человек, который заказал куртку, точно уверен в своих намерениях и будет ее носить. Это ответственное отношение к потреблению.

Шоурум для клиентов, а не для байеров

Мы не работаем с ритейлерами. Мы сразу решили, что эта история не для нас, что это пузырь. Мы стали выстраивать вертикальный маркетинг, по принципу «Принимаем заказ – производим – расширяемся». За плечами у нас серьезный опыт работы в моде и мы знаем все проблемы и нюансы, которые ведут в пропасть и мешают устойчивому развитию. С ритейлом не может быть экологичной повестки, а это – одна из базовых ценностей нашего бренда.

Офлайн мы работаем как маленький передвижной шоурум-примерочная. У нас есть образцы продукта для примерки, каталог тканей и консультант, который транслирует наши ценности. Только это шоурум для клиентов, а не для байеров.

Инфоподдержка перепродажи своих вещей

Мы рассказываем своей аудитории об объявлениях о продаже курток Vatnique на «Авито». Как и у любого бренда, у нас есть часть аудитории, которая разделяет наши ценности, но не может позволить себе покупку за полную цену. Им действительно нравится то, что мы делаем, им близки наши идеи, поэтому мы решили поддерживать перепродажу. Мы знаем свой продукт – носить нашу куртку можно несколько лет, и при должном уходе она останется в отличном состоянии.

Скидок мы не делаем. Сама система скидок подразумевает, что у бренда есть избыток и товарный запас, который нужно реализовать, чтобы вынуть из него хоть какие-то деньги и снова пустить их в дело. У нас нет товарного запаса и склада, но всегда есть несколько единиц в наличии для примерок – это либо образцы, которые нам нужно использовать для создания контента, либо куртки клиентов, готовящиеся к отправке.
Агендерная одежда

Наша концепция – одежда без привязки к полу. Однако по статистике нас покупают в основном женщины. Мужской рынок пока еще консервативен. Часто бывает так, что парни начинают покупать у нас после того, как наша вещь появляется у кого-то из близких или друзей. Они ее увидели, потрогали, примерили и поняли, что тоже хотят.

Формат монопродукта

Когда делаешь монопродукт, ты тщательно отрабатываешь все нюансы. Портным так работать гораздо легче, чем при постоянно меняющемся ассортименте. Еще один плюс монопродукта состоит в том, что клиент всегда получает именно то, что хочет, в том самом виде и качестве, к которому привык. Сегодня часто случается так, что если любимая вещь испортилась или износилась, такую же купить навряд ли получится – оказывается, что эту вещь просто больше не производят. Мы же предлагаем клиентам стабильность.

Доверительная коммуникация с аудиторией

Мы постоянно получаем фидбек, люди пишут свои пожелания, и так мы понимаем, на что обращать внимание. Помимо курток-рубашек мы ввели в производство жилеты – это была идея клиентов. Мы получали большое количество запросов на них.

Покупатели влияют и на сезонные цветовые палитры. Мы всегда делаем опросы, как в инстаграме, так и на примерках, чтобы узнать, какие цвета интересны клиентам. Так как мы работаем со стоками – это всегда ограниченное количество метража. Мы можем предложить популярные цвета в разных фактурах в ограниченном количестве, чтобы у клиентов была возможность сделать заказ в желанной палитре.

Периодически нам приходят запросы на отстегивающиеся капюшоны, но мы напоминаем, что Vatnique – это куртка-рубашка, что ей не нужен капюшон. Мы слушаем свою аудиторию, но есть много важных нюансов, которые необходимо учитывать. Нельзя слепо следовать результатам опросов или выполнять все запросы клиентов. Мы постоянно в поиске баланса – нужно сложить все факторы и собственное видение, чтобы довольны были обе стороны.
Как мы выстраивали коммуникацию в пандемию? Только в самом ее начале у нас было небольшое затишье по продажам. Мы с уважением отнеслись к решению клиентов, ведь все были в шоке. С одной стороны, на всех обрушивалась информация об опасности коронавируса, а с другой – просьбы и мольбы компаний купить что-нибудь, а то они закроются. Коммуникация в соцсетях стала очень депрессивной. Наш же посыл был в том, что сейчас надо вернуться в себя, понять, что мир не рухнул, а только пошатнулся, и нам нужно дальше спокойно работать. Мы смогли мобилизоваться и не увеличивать волну негатива. Если честно, мы даже поставили запрет на слова «коронавирус» и «пандемия» – и не используем их в соцсетях вообще.

Чтобы эмоционально поддержать друг друга и нашу аудиторию, мы выпустили яркую капсулу, посвященную художнику Дэвиду Хокни. У этого решения был очень хороший отклик – после анонса люди благодарили нас за то, что мы продолжаем делать красивый и позитивный контент. Это был важный момент обмена – мы поделились тем, что нам близко и получили очень мотивирующий фидбек.
Социальная ответственность

Напомним, что под устойчивым развитием мы понимаем взаимное уважение и ответственность. Для нас невозможно делать бизнес без внимания к общественным проблемам. Но мы аккуратны с тем, как об этом говорить с аудиторией, потому что все люди разные. Наша позиция состоит в том, что помощь – это личная инициатива и кричать о ней не нужно. Тогда она выключена из маркетинга.

Вся информация об инициативах есть на нашей странице в Instagram. Любой заинтересованный нашим контентом человек видит ее. Так, каждый год в июне мы делаем публикации о «Pride Month», рассказываем о том, почему это событие важно. Также раз в год мы публикуем информацию о необходимости поддержки ВИЧ-инфицированных людей и на постоянной основе перечисляем в пользу Фонда «СПИД.Центр» 10% от продаж курток с красной петелькой на спине.

Не публично мы участвуем в поддержке еще нескольких проектов, может в будущем будем готовы рассказать и о них.
ИНТЕРВЬЮ: Саша Манакина, Женя Афанасьев
ИЛЛЮСТРАЦИИ И ФОТО: Дэвид Хокни, Женя Афанасьев, Vatnique
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.