КАК AR/VR
ТЕХНОЛОГИИ
МЕНЯЮТ
FASHION
E-COMMERCE

В этом году все модные издания написали об Obsess – платформе, призванной оживить онлайн-шопинг. И пускай пока что развеселить пользователей может лишь исполнение, напоминающее моды GTA или Sims начала 2000-х, проекту, который спонсирует Amazon, прочат большое будущее. Не меньший ажиотаж в индустрии вызвала AR-технология примерки кроссовок от белорусского стартапа Wannaby, которую уже используют Gucci. Дополненная реальность меняет процессы fashion e-commerce у нас на глазах. О том, как модному проекту идти в ногу со временем, мы поговори с экспертами.
То, что корпорации обращают внимание на технологии дополненной и виртуальной реальности, поддерживает веру разработчиков и пользователей в перспективность этих технологий. И не важно, что огромные инвестиции пока не оправдывают себя в полной мере – VR/AR-технологии требуют более высоких вычислительных мощностей, чем те, которыми обладают современные устройства.

«Возможно, Apple и Google многое просто не показывают, не продуктизируют свои разработки, – рассуждает Артур Большаков, PR-менеджер компании Redmadrobot. – Двадцать лет назад, к примеру, было сложно представить, что мы будем смотреть стриминговые видео в разрешении 4K. Никто не думал, что появится серверная структура, которая позволит это делать. Вот и шкаф из фильма "Призрак в доспехах", который позволяет сменить образ, свайпая зеркало, сегодня уже не кажется такой фантастикой. Просто технологии реализации пока немножко отстают. С помощью датчиков телефон довольно точно определяет размер или замеряет расстояние, но одежда и мебель в дополненной реальности выглядят несколько макетно. Как только вычислительные мощности и архитектура позволят это реализовать и когда технология станет доступной, вряд ли ктo-то не захочет ее использовать».
Артем Коновалов, директор по развитию бизнеса VR Tech, при этом советует компаниям «не делать виар ради виара»: внедрение технологии должно быть оправдано, а картинка должна быть действительно реалистичной. «Основная задача – это посадка, – соглашается Елена Гальцина, дизайнер студии разработки мобильных приложений Live Typing. – Мы ведь имеем дело не с бумажной куклой. Но опыт приложений с кроссовками и косметикой показал, что визуально все уже неплохо: есть и свет, и тень, и текстура. Проблема AR для заказчика лишь в том, что он не ведет к прямому переходу и не побуждает пользователя к целевому действию: в приложении Wanna Kicks есть кнопка, перекидывающая на сайт, но это все равно переход из приложения в приложение».

Можно сказать, что AR, в том виде, в каком он присутствует в электронной коммерции сегодня, противоречит основным принципам UX-дизайна: пользователь спотыкается о развлечение на пути к покупке и даже развлечением это не считает, если качество технологии хромает. Теоретически, AR-технологии действительно способны решить некоторые проблемы пользователей онлайн-магазинов. Но то, что будущее онлайн-шопинга исключительно за AR и VR, вызывает сомнение.
«Дополненная реальность и новые технологии в целом, конечно, не могут обойти стороной e-commerce, – считает руководитель отдела дизайна Aero Виктор Антонов. – Как всегда, всё сильно зависит от качества реализации и уместности использования. Очевидно, что онлайн-продажа одежды до сих пор недостаточно комфортна из-за невозможности мгновенной примерки. Поэтому взгляды стартаперов неизбежно устремляются в AR. Но действительно ли мы отвечаем на все вопросы покупателя кроссовок, позволяя ему примерить виртуальную модель новых Yeezy Boost прямо поверх носка? А что, если это беговые кроссовки и удобство куда важнее стиля? При хорошей реализации AR способен помочь разве что с выбором более простых товаров: головных уборов, очков, некоторых ювелирных изделий».
Внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности безусловно работает на статус компании (это дорого) и представленность в медиа (вас ждет анонс, релиз и, если повезет, публикации самих пользователей). Вспомните, как в 2012 году обсуждалось первое видео жанра «see now buy now» SSENSE и волшебные зеркала Uniqlo, а в 2019 – виртуальный подиум ASOS и digital-коллекция Carlings.

Новые проекты в области AR/VR появляются каждый год, и запускают их, как ни удивительно, уже и так успешные игроки рынка. Поэтому эффективность внедрения AR/VR-технологии измерить сложно. «Вся статистика представлена в таком ключе: "40% людей хотели бы использовать AR", "В целом, мы оцениваем этот опыт как хороший", – рассказывает Елена Гальцина. – Но AR точно работает на лояльность, на увеличение пребывания в магазине и, конечно, на имидж компании».
Пока возможность разнообразить (а может, даже и облегчить) шопинг-экспириенс правдоподобной дополненной реальностью ждет своего часа, производители могут стараться искуснее использовать тот инструментарий, что предлагают гаджеты сегодня. При этом, говорит Виктор Антонов, важно не переборщить: «Новые механики появляются постоянно вместе с проникновением технологий в общество. Мы в Aero давно перестали отождествлять онлайн-опыт с опытом покупателя. Опыт покупателя формируется целым комплексом взаимодействия с ним. Задача проектировщика опыта — правильно рассчитать баланс и приложить усилия именно в тех местах, где они больше всего впечатляют их покупателей. Всё зависит от вашего бренда, ценностей и аудитории. Удивительный сайт и обычная доставка могут не произвести никакого впечатления на клиента. И наоборот — типичный сайт и идеальный сервис заставят покупателя возвращаться в магазин снова и снова. Сейчас у продавцов есть множество каналов, где они могут транслировать свою аутентичность».

Артур Большаков считает, что ближайшее время электронная коммерция будет продолжать смотреть в сторону лайфстайл-приложений: «У Nike есть магазин, встроенный в приложения для тренировок. Ты бегаешь, а они следят за количеством километров, которое ты набежал. И в какой-то момент как бы говорят: "Блин, чувак, кажется, твои кроссовки износились и пора купить новую пару. Но не потому, что мы хотим тебе ее продать, а потому, что в изношенных кроссовках на ступни оказывается большая нагрузка, а это негативно сказывается на твоем здоровье". Они не навязывают тебе покупку как таковую». «Встроиться в каждую часть жизни пользователя и сделать свое присутствие в ней привычкой — главная цель гигантов типа Яндекс, Google или Amazon, — соглашается UX-исследователь Avito Дина Шаронова, — поэтому они покупают стартапы иногда полностью убыточные в абсолютно разных областях».
Удачные примеры следования тенденции персонализации пользовательского опыта, основанной на работе с данными, приводит специалист в области UX Екатерина Сотова: «У ASOS есть подборщик размеров, который анализирует все твои предыдущие покупки, смотрит, что ты вернул, а что не вернул, сопоставляет между собой размерные сетки разных производителей. Он вот эти данные мэтчит и потом тебе подсказывает размер. Чаще всего, если у тебя более-менее стандартная фигура, он попадает – это уже очень приятно. Но кажется, что оно нужно в случае, если ты большой магазин, который продает одежду разных брендов. На Canopy представлена подборка всяких дизайнерских товаров с Amazon, сделанная пользователями с хорошим вкусом. Ты открываешь каталог – и у тебя наступает эстетический оргазм. Там куча всякой красоты. Все отснято в едином стиле, информации минимум. Но при оформлении заказа тебя все-таки перекинут на Amazon. Я подозреваю, что это приложение сделано для определенного сегмента людей, которые готовы переплатить за бренд или внешний вид вещи».
«Сторителлинг, блоги, контентные проекты в фэшн – на мой личный взгляд, это по-настоящему круто, но правильно это делать невероятно трудно, – считает Юлия Архангельская, глава отдела копирайтинга Яндекс.Маркет. – И чтобы себе такое позволить, лучше быть либо нишевой маркой с очень узкой и очень четко очерченной целевой аудиторией, либо брендом, который уже настолько lovemark, что людям просто хочется хоть что-то от него слышать постоянно». Юлия приводит пример американской марки чемоданов Away: «Они вообще не продают багаж, они продают экспириенс, и в их нише, в нише путешествий, это отлично работает. Поэтому они легко позволяют себе и блог на сайте, и даже отдельный печатный журнал: их аудитория смотрит, что там в Ливане или на Бали, а потом раз – и незаметно уже и чемодан куплен. Но, да, если ты не ASOS, три раза подумай, захотят ли люди вообще интересоваться твоим мнением, есть ли тебе, что нового сказать. Производители часто забывают, что, делая для своего бренда контентный проект в онлайне, ты конкурируешь не с другими такими же брендами, а с новой серией "Игры престолов". У тебя точно получится лучше и интереснее?»
Иронично, что «скучным» е-ком стал по вине самих Amazon. Задав тренд на упрощение дизайна и сформулировав принципы работы с пользовательским опытом, они максимально облегчили не только путь пользователя от главной страницы сайта до корзины, но и циркуляцию денежных потоков. Когда Obsess обретет более презентабельный вид и подборка с Canopy перекочует туда, принципы останутся неизменными – просто некоторое время мы порадуемся новой среде совершения покупок.
ТЕКСТ: ТАНЯ ТРЕТЬЯКОВА
В оформлении материала использован визуал:
Obsess,
Carlings, Gucci, Wannaby, Amazon
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.