DIGITAL-МОДА:
ЦЕНЫ И ЦЕННОСТИ,
ПРАВИЛА И БУДУЩЕЕ


ОПЫТ AR-ПЛАТФОРМЫ ZERO10
В середине 2020 года мы собрались, чтобы исследовать историю realtime-примерки, а через год собрали команду, которая делает продукты на основе нашего исследования. Мы работаем над такими инструментами, которые позволят людям, наведя камеру, примерять и носить цифровую одежду, включать-выключать эффекты с помощью движений. 

Мы выпускаем коллаборации в формате дропов. Каждые 2-3 недели выбираем бренд, музыканта, художника или дизайнера, и делаем с ними цифровую коллекцию. Это могут быть как копии реальных вещей, так и полностью несуществующие в реальном мире предметы. Мы все еще находимся в поиске наиболее работающего продукта: в каждом новом дропе мы запускаем новую фичу в приложении, смотрим, как реагирует пользователь, всё ли работает. Очень мало команд работают над собственной технологией – это нас отличает.

У нас расписанный план и пайплайн коллабораций до конца марта  2022 года. До этого времени мы работаем исключительно как кураторы и приглашаем к себе сами. Но в будущем мы планируем быть более открытыми  для дизайнеров и независимых брендов.
Гоша Яшин
CEO и со-основатель ZERO10
Из чего складывается цена digital-лука?

Конечно, у каждого цифрового предмета есть своя себестоимость, как и у физически произведенного. Она может составлять от 1000 до 15000 долларов, в зависимости от сложности задачи и размера команды. Но проект может работать в минус и продавать предметы за 1 доллар или вообще бесплатно, преследуя какие-то цели. Либо, как ребята из RTFKT Studios, которые продают свои кроссовки на аукционах по 200 тыс. долларов. Всё зависит от позиции проекта и гипотез, которые он хочет проверить, а не от реальных ситуаций.

О ценообразовании можно говорить, только если есть рынок, когда ты понимаешь свои бизнес-процессы. Сейчас же digital-мода – это либо про эксперимент, либо про попытки нащупать потребности аудитории. У нас, к примеру, сейчас нет задачи зарабатывать на продаже цифровых продуктов. Мы проверяем реакцию людей. В данный момент информация для нас ценнее заработка.
Вам уже удалось исследовать вашу целевую аудиторию? Как думаешь, сколько людям в России и мире комфортно потратиться на цифровую вещь?

Мы не про Россию, мы ориентируемся на этот рынок в меньшей степени. Изначально мы запускались, как глобальная компания с head-офисом в США – там часть нашей команды, другая в Европе. Пока мы фокусируемся на западных рынках и исследуем их.

Мы пока не проверяли, сколько люди готовы отдавать за цифровой продукт в формате потребления, потому что такая ситуация еще не наступила ни у кого. Те продажи, которые сейчас есть на рынке – скорее сделки между экспериментальными проектами и спекулянтами на NFT-рынке. Для NFT-комьюнити покупка айтемов из индустрии digital-моды – это тоже эксперимент.
Сейчас основной мотив потребления – эксперимент, соприкосновение с необычным опытом, момент обладания NFT, опыт примерки. В чем ты видишь ценности digital-истории в дальнейшем развитии?

Важно, что люди и рынок будут относиться к этому, как к эксперименту до тех пор, пока технологии и вещи не станут такими же реальными, как и их мир. Мы на пути к этому моменту – технологии развиваются. В тот момент, когда цифровой продукт будет выглядеть реалистичнее и красивее реальности, тогда дополнительная ценность и понимание появятся.

Если начать с базовых ценностей, то хранение, шеринг и обладание – самые важные. Также есть история про возможность перепродажи, потому что когда на рынке появляется объект желания в ограниченном количестве, появляются и люди, которые хотят его перекупить.

Дальше дополнительные ценности будут открываться, когда VR-очки станут следующим после Iphone топ-гаджетом. Гипотетически тогда можно будет привязывать цифровую вещь к своему телу и транслировать ее тем людям, которые смотрят на тебя с помощью очков дополненной реальности. Я жду, что бум этой истории начнется с появлением на рынке качественных очков.

Также огромной частью истории стала геймификация – от игр по сценариям до миров, в которых люди могут даже не играть, а просто встречаться и проводить время. В игровых мирах огромное количество людей уже покупает и перепродает цифровые продукты: доспехи, артефакты, скины. В этом определенно есть ценность для цифровой моды, вопрос только в том, уйдет ли мода в гейминг или гейминг в моду, или это все сольется в каких-то метамирах.
Тренды зарождаются у визионеров и в конце концов доходят до широких слоев. В случае с физической модой – до масс-маркета. Увидим ли мы в ближайшее время digital-моду от крупных масс-маркет проектов?

Мы точно увидим что-то в этой области от всех игроков, которые захотят остаться на виду, захотят быть актуальными. Вопрос в глубине этой интеграции и понимании командой бренда, зачем все это нужно. Например, та же Zara cможет добавлять к своим моделям эффекты в дополненной реальности, чтобы продавать еще больше вещей, а кто-то захочет зарабатывать исключительно на цифровых продуктах. Один бренд будет давать цифровую копию при покупке физической, а другой –бесплатно создавать виртуальные маски.

Мы уже общаемся со многими большими брендами и из люкса, и из стритвира, и у каждого свои идеи. Эксперименты точно будут, но пока не надо переносить правила из классической индустрии моды на цифровую, потому что они будут меняться во многом. Очень интересно быть пионерами, которые пишут эти правила.
Каких изменений ты ожидаешь в цифровой моде в ближайшие годы?

Я бы хотел, чтобы случилась максимальная прозрачность между платформами. Сейчас мы пишем технологию так, чтобы она адаптировалась под различные продукты: VR-очки, виджеты, которые встраиваются на сайт, игровые интеграции. Я бы хотел, чтобы, покупая куртку на платформе Zero10, можно было бы без проблем примерить ее в Zoom на созвоне с коллегами, перепродать ее или одеть на своего персонажа в Fortnite. Пока инфраструктуры для таких кроссплатформенных интеграций нет, но я предполагаю, что она будет в ближайшие годы.

Диджитализация модных брендов – еще одна мечта, которая совсем скоро сбудется. Мне кажется, что цифровой мир для моды больше подходит, потому что то, что происходит с производством одежды, портит прекрасную игру в искусство и творчество. Производство одежды – это одна из главных проблем в мире. Это грязная и ужасная история, которая всем уже надоела.

Сейчас много пишут о том, что и digital-одежда не так уж экологична. Потому что каждая отправка сообщения тоже несет экологический след, и на производство NFT тоже требуется много энергоресурсов.

В любом случае производство цифровой одежды никогда не сравнится с выбросами и вредом от производства и логистики физической одежды. Вообще все, что делает человечество, вредит окружающей среде, и если мы хотим полностью это прекратить, надо просто покинуть эту планету. Но если тот же BOF через несколько лет проведет исследование и скажет, что индустрия цифровой моды снизила выбросы и потребление воды на 0,1%, я буду очень рад.

Возможно ли появление рынка подделок цифровой моды?

Мы еще довольно долго проживем в такой белой и пушистой digital-моде, в которой все оригинально и принадлежит покупателю. Если откроется черный рынок, то это будет огромная угроза для всей индустрии цифровых продуктов. Чтобы сделать реальную подделку, нужно постараться, а цифровую сделать намного легче, когда технологии примерки открыты для всех. Тут вопрос в том, как соцсети будут работать с этим. Возможна верификация контента, который создан с этой вещью. Если он создан не в Instagram, то у нас, например, есть запланированные фичи – специальным уникальным стикером ты можешь показать, что эта вещь верифицирована.

Как вы можете гарантировать клиенту, что файл, который вы ему передаете, защищен от взлома, от потери?

У нас история с покупкой и обладанием будет существовать с помощью NFT-маркетплейсов. Здесь идет модерация со стороны маркетплейса, на котором мы размещаемся. Далее купленный NFT-айтем попадает в криптокошелек пользователя, который привязан к аккаунту на маркетплейсе, то есть его нельзя взломать или украсть. А мы со своей стороны даем возможность войти в наше приложение с помощью твоего криптокошелька, подтянуть из него все то, что работает на наши технологии, и показать в виде превью в разделе «Гардероб». Вещь хранится на твоем личном криптокошельке, куплена она на маркетплейсе, который проверяет партнера и контент, а в приложении ты получаешь шкаф, в котором видишь свои покупки. Мы пока не делаем свой маркетплейс, потому что хотим еще немного исследовать эту историю.
И мода, и гейминг – это во многом про социальные статусы. Есть такое мнение, что digital-одежда будет больше провоцировать тревожность связанную с тем, как мы предстанем перед миром в социальных сетях. Она вызовет еще большую зависимость и тревогу, связанную с недополучением лайков.

Я размышлял над связями тревожных чувств и цифрового пространства. Мне кажется, корень тревожности скорее в скорости, а не в самой истории с социальным статусом. Все происходит слишком быстро, и скоро человечество не будет успевать за прогрессом. Необходим ли такой быстрый прогресс человечеству?

Я – один из тех людей, которые принимают реальность и пытаются с ней что-то сделать, а не отрицают ее и говорят, что так больше продолжаться не может. Так будет продолжаться, но каждый может сделать выбор, оставаться ли ему в этой игре или закрыться и пытаться снять с себя часть тревожности уединением или отказом от соцсетей. Но мы не должны думать за каждого, потому что это ни к чему не приведет.

Будет ли уровень тревожности еще выше с популяризацией цифровых вещей – я не знаю. Но я знаю, что эти вещи станут доступнее и в плане доставки, и в плане цены, и в плане возможностей и эмоций, которые они могут подарить, а значит еще больше людей смогут самовыразиться и получить немного радости. Ответственность не только на индустрии, но и на каждом из нас. За вас никто не решит, сколько вам потреблять, тревожиться вам или нет. Индустрия предлагает, потребитель потребляет. Если потребитель хочет продолжать играть в эту игру, индустрия не сможет ему отказать, помочь или перенаправить.
ВОПРОСЫ: САША МАНАКИНА, МАКСИМ ОСИПОВ
ТЕКСТ: МАКСИМ МУРАТОВ
ВИЗУАЛ: ZERO10
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.