Алексей Баженов: Мода как общественный механизм борется с автоматизмом. Её главная функция - обновлять чистоту восприятия.
Но нарушение – это не подростковый нигилизм против всего, а рассказ с опорой на что-то новое. Ведомые люди опираются на лидеров мнений. Лидеры опираются на тех, у кого есть опоры. У Gucci, Balenciaga и других есть не просто отрицание, а странная новая опора, которую жадно изучает сообщество.
Продукт должен дать психологическую опору в духе: «так хотят выглядеть классные ребята, на которых я смотрю, весной 2020 года». Выбор одежды только кажется поиском индивидуальности. По факту, это поиск уверенности: Instagram и значимость переодевания превращают человека в кокон, который пуст внутри, полон боли или недоверия к себе.
Только самые сильные соединяют внутренний мир с внешним, переводя одежду в зону искусства, социального высказывания или рассказа о своём настроении, желаниях. Остальные пытаются угадать, с каким персонажем захотят себя ассоциировать модники. Целые индустрии выстроены вокруг придумывания этих персонажей.
У Фрейда есть понятие, очень близкое к «нарушению автоматизма». Он расширяет психику до биологических основ и дальше – до законов неорганики.
Все внутренние процессы в организме консервативны и направлены на уменьшение напряжений. Предельное уменьшение напряжения в живой клетке – это переход в неорганику, в состояние смерти. Эволюция обусловлена приспособляемостью организма к условиям внешней среды. Даже мозг исторически появился из внешнего слоя клетки, эпителия. Именно из внешних связей рождается биологический, психологический и социальный прогресс.
Продолжая мысль Фрейда, развитие социальной структуры, в том числе и экосистемы модного производства, должно строиться через нарушение автоматизма внутренних консервативных стремлений, ведущих в небытие, и через развитие внешних связей каждой структуры.
Именно социальные связи заставляют приспосабливаться и эволюционировать, оттесняя консервативные тенденции замкнутых социальных и индивидуальных систем. Все по-настоящему новое движется вперёд, против автоматизма.