На сегодняшний день текстильная промышленность в Китае является крупнейшей в мире как по объему производства, так и по экспорту. Несмотря на стабильный рост, в китайской отрасли (T&A) происходит огромная реструктуризация и трансформация. Всё, что будет описано в этом тексте, несёт большие изменения в мировую модную индустрию и в дальнейшем повлияет на взаимоотношения Китая с Западом.
Крупнейший e-commerce концерн Alibaba внедряет на своих фабриках по производству одежды новую разработку: в одном из цехов устанавливают 20 камер, которые следят за движениями работников и отправляют данные на специальный сервер. Сервер, используя технологию распознавания жестов, трансформирует движения в данные, вычисляет количество произведённых единиц продукции и отправляет эту информацию в Alibaba Cloud.

Фабрика сама не планирует свой производственный цикл, её обезопасили от перепроизводства. Технология предлагает лучший производственный план, основанный на алгоритме и анализе данных. В случае отставания представитель фабрики и клиент получают уведомления в приложении DingTalk – тоже разработка Alibaba. С помощью этого мессенджера фабрика и её клиенты в режиме реального времени получают обновления по статусам заказа и приблизительной дате его выполнения. Представители концерна утверждают, что фабрики, участвующие в плане «New Manufacturing», сократили сроки поставки на 10%.

При планировании производства с такой технологией фабрика не испытывает проблем с нехваткой персонала, а в такие периоды, как китайский Новый год и октябрьские праздники, не возникает необходимости найма сотрудников по двойной или тройной ставке. На данный момент всего 20 фабрик внедрили амбициозный план «New Manufacturing», цель которого – революция в традиционном производственном секторе. Это экспериментальная часть правительственной инициативы «Сделано в Китае 2025».
«Сделано в Китае 2025»
В 2015 году китайское правительство запустило промышленную программу «Сделано в Китае 2025», направленную на доминирование китайской промышленности в глобальном высокотехнологичном производстве. Программа предполагает использование государственных субсидий, мобилизацию государственных предприятий и приобретение интеллектуальной собственности для того, чтобы догнать, а потом и перегнать западные технологии в передовых отраслях. Отчасти эта программа вдохновлена стратегией немецкого правительства Industry 4.0.

Для Соединённых Штатов и других крупных промышленно развитых демократий такая тактика не только подрывает заявленную приверженность правилам международной торговли, но и создаёт угрозу безопасности. Вашингтон утверждает (CFIUS), что политика «Сделано в Китае 2025» основана на дискриминационном отношении к иностранным инвестициям, насильственной передаче технологий, хищениях интеллектуальной собственности и кибер-шпионаже. Как следствие, это подтолкнуло Трампа к поднятию тарифов на китайские продукты (Xcerra), к блокировке приобретённых китайскими компаниями проектов Qualcomm, Canyon Bridge Capital Partners, Lattice Semiconductor и проектов, сотрудничающих с китайскими компаниями, – Ant Financial и MoneyGram. Другие страны также ужесточили контроль над иностранными инвестициями и активизировали дискуссию о том, как лучше всего реагировать на новую программу Китая.
Реструктуризация швейной промышленности
План по анализу и интеграции digital-решений в производственный процесс вводится в момент болезненной реструктуризации швейной промышленности Китая. Хотя Китай по-прежнему является крупнейшим экспортёром одежды в мире, он начал терять свои конкурентные преимущества.
С УВЕЛИЧЕНИЕМ РАБОЧЕЙ СТАВКИ ПО СТРАНЕ С 2010 ГОДА, КИТАЙСКИЕ ФАБРИКИ СТАЛИ РАЗМЕЩАТЬ ЗАКАЗЫ В ИНДИИ, ВЬЕТНАМЕ И КАМБОДЖЕ, ГДЕ РАБОЧАЯ СИЛА НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ.
В стремлении восстановить утраченные позиции китайские производители модернизируют свои производства (повсеместно вводится использование 3D-принтеров), повышая качество продукции и эффективность производства с помощью технических гигантов страны (интеграция с платформой 1688.com).

В планах компании Alibaba – обновление 200 швейных фабрик с применением технологии Internet of Things и разработки machine learning. Задача состоит в том, чтобы дать покупателям и продавцам то, что они хотят, помочь фабрикам пережить изменения и избавить от стигмы понятие «Сделано в Китае».

Теперь, с внедрением технологий, фабрики смогут принимать заказы как от индивидуальных покупателей, так и от владельцев интернет-магазинов. И это сильно меняет индустрию. Изначально производство было заточено на большие партии, а остатки или брак уходили на площадки Aliexpress. Но с появлением Taobaо, где существует большое количество магазинов с дизайнерскими товарами, произведёнными конкретно под аудиторию платформы, ситуация изменилась, и фабрики стали производить мелкими партиями трендовые вещи для этих магазинов.

В планы этих магазинов не входит открытие монобрендовых точек продаж или выход на глобальный рынок. Их фолловеры – это более миллиона лояльных клиентов, которые постоянно покупают новые товары в сегментах от бытового до люксового. У иностранных же конкурентов на каждый сегмент отведены отдельные площадки и разные приложения.
Digital-технологии – в массы
В Китае раньше, чем во многих других странах, поняли, как модернизация и популяризация digital-технологий может повлиять на экономику страны. Приложения Alipay (520 млн пользователей) и Wechat (900 млн пользователей), в которые встроены платёжные системы, позволяют производить 257 000 транзакций в секунду (Singles Day'2017), 175 млн транзакций в день. Для сравнения, Visa проводит максимум 24 000 транзакций в секунду. В этих платёжных системах отсутствует комиссия, что позволяет зарабатывать на внутреннем объёме всех производящихся операций.

Если в мировом контексте чаще всего можно слышать о e-commerce, то в Китае это скорее m-commerce (mobile commerce), так как практически все покупки происходят через мобильные телефоны и оплачиваются с помощью платёжных инструментов Alipay и Wechat. По прогнозам, к 2020 годам, в Китае объём мобильных покупок составит 74% от числа e-commerce, в то время как в США – 46%.

Наличие локальных ритейлеров, своих внутренних игроков и налаженных связей между мелкими участниками проекта, а также сбор информации позволяют анализировать Big Data, предсказывать поведение людей и стимулировать продажи, если это необходимо – например, в Singles Day.

Новейшие технологии внедряются во все сферы деятельности предприятий, в том числе и в логистические решения. Так, на складах Alibaba уже больше года используют роботов-сортировщиков Cainiao (одна из дочерних компаний Alibaba).
РОБОТЫ CAINIAO СОРТИРУЮТ ПОСЫЛКИ И ТРАНСПОРТИРУЮТ ЦЕЛЫЕ СТЕЛЛАЖИ С ТОВАРАМИ, РАЗБИРАЯ 9 000 ОНЛАЙН-ЗАКАЗОВ В ЧАС. ЭТО ЗАМЕНЯЕТ ОКОЛО 180 ЧЕЛОВЕК В СОРТИРОВОЧНОМ ЦЕНТРЕ. В МЕГА-ЦЕНТРАХ КОЛИЧЕСТВО РОБОТОВ МОЖЕТ ВОЗРАСТИ ДО 300, А ЭФФЕКТИВНОСТЬ – ДО 24 000 ОТПРАВОК В ЧАС.
Китай – один из самых ярких примеров среди стран, где в индустрию очень быстро внедряют инновационные решения. Интеграция производства с digital имеет огромный потенциал для преобразования промышленности, но без сотрудничества с частными предприятиями полностью достичь этого невозможно. Государство не может самостоятельно разрабатывать решения, а с правильной поддержкой реально создание высокоэффективных партнёрств. Производство должно инвестировать в сильные модели сотрудничества с поставщиками, в разных партнёров для интеграции, позволять эксперименты внутри организаций и тестировать новые продукты.
Будущее
В последнем выпуске Business Of Fashion и в тексте McKinsey «State of Fashion 2019» впервые было выдвинуто предположение, что в 2019 году Китай обгонит США по объёму рынка моды. Связано это с рядом факторов: Китай – одна из самых сильных экономический держав, в стране высокий уровень консьюмеризма, преобладает e-commerce, существуют частные компании-конгломераты: Alibaba, Tencent, Wanda Group, Baidu и т.д. В индустрии моды Китай становится полноправным игроком.

Мирослава Дума, СEO Fashion Tech Lab, плотно сотрудничает с китайскими компаниями, участвует в конференциях Tencent и Alibaba, посещает фабрики в Шеньчжене, исследует технологии и создаёт партнёрства с более чем 100 организациями. В конце прошлого года в Пекине Kering Group анонсировали партнёрство с техническим акселератором Plug and Play для учреждения премии Kering Sustainable Development Innovation Awards, направленной на крупномасштабные старт-апы в Китае, работающие в сфере воздействия текстильной промышленности на окружающую среду. Партнёрство с Китаем является основной стратегией для многих бизнесов, а мода и ритейл – наиболее актуальные индустрии, где возможно создание взаимовыгодных связей.

Диджитализация имеет огромный потенциал для преобразования промышленности, но, работая независимо, этого достичь невозможно. Участники процесса должны инвестировать в сильные модели сотрудничества, а также объединять усилия для внедрения digital-технологий в весь цикл продукта: начиная от дизайна образцов и заканчивая каналами сбыта.

Если говорить о российской модной индустрии, то её можно изменить только с помощью digital-разработок, партнёрств и интеграций с другими индустриями. Так, если бы «Яндекс» не пытались догнать прогрессивный западный мир колонками и телефонами, попутно стать аналогом Amazon и конкурентом Instagram, «Вконтакте» и Youtube, а инвестировали бы в собственные локальные проекты, компания имела бы все шансы стать техническим гигантом и аналогом Alibaba с глубокой интеграцией в общество, экономику и технологии.
ТЕКСТ: САША КРЫМОВА
ПРАКТИКА
От теории – к практике.
Представляем цикл лекций для всех, кто хочет зарабатывать в моде.
Курс ориентирован на дизайнеров, основателей марок и шоу-румов, которым важно понять бизнес-процессы – от создания продукта до реализации – и научиться новым приёмам продвижения товара и бренда в динамично меняющемся мире.
В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Х
«ТЕКСТЫ О МОДЕ» ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ ЯЗЫК НАШЕГО ВРЕМЕНИ, БЕЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО РАЗМЫШЛЯТЬ О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Подпишитесь на рассылку BE IN OPEN
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности