Культура, как известно, циклична, и произведения, в которых можно увидеть усилия их создателей, опять становятся востребованными. Сегодня наметилась тенденция на возвращение широкого интереса к аутентичным техникам, ручной работе. Всё это связано с переизбытком и информации, и продуктов. В моде, как в сфере более коммерциализированной и конъюнктурной, чем современное искусство, которое практически лишено массового спроса, это заметно сильнее.
Объёмы производимой в мире одежды не сокращаются, хотя уже достигли критических отметок. При этом низкая себестоимость массового продукта, созданного в странах третьего мира, сегодня очевидна большинству потребителей. А если у явно конвейерного продукта раскрученного бренда высокая цена, то у информированного и рационального потребителя возникает множество вопросов. Первый из которых: почему нужно платить только за пресловутую эссенцию, вторую сущность вещи – громкое имя или броскую концепцию?
Все мы прекрасно помним ажиотаж в российских соцсетях вокруг цен на продукцию Гоши Рубчинского, когда дизайнер находился на пике свой массовой популярности – мемы на тему того, почему вещи, «которые как из сэконд-хэнда», могут стоить как грузовик картошки, к примеру.
Недавно Вирджил Абло заявил, что его адвокат – Марсель Дюшан. В том смысле, что опыт признанного художника легитимизирует любой реди-мейд дизайн «с идеей». Но долго ли ещё можно будет опираться на Дюшана?
Ответ на этот вопрос – в контексте современности. Мы живём во время глобальных экономических потрясений, когда люди стараются умерить свои потребительские привычки и всё чаще выбирают не «must have» – нечто, обладающее концептуальной ценностью ограниченное количество времени, а «must keep» – нечто, способное сохранять свою ценность долго.
Еще одна примета времени – глобальное этическое осмысление человеком своего пребывания на планете Земля. Мы понемногу стараемся потреблять меньше, чтобы не поддерживать перепроизводство. А это значит, что мы увидим больше ценности в кропотливом ручном труде, нежели в конвейерном производстве.