Также «Свалка» сотрудничает с молодыми дизайнерами: в рамках проекта SvalkaCustom они трансформируют вещи — например, вручную расписывают старые джинсовые куртки. Такие модели выставляются на продажу на специально отведённом рейле, а прибыль делится поровну между площадкой и творцом.
«В какой-то момент сотрудничество трансформировалось, и дизайнеры использовали пространство «Свалки» в качестве шоу-рума для своих собственных коллекций, — рассказывает Алексей. — Такая концепция не соответствовала нашему формату, и мы от неё отказались. Но кастом-направление до сих пор успешно функционирует, и мы всегда рады новым дизайнерам, которые готовы заняться ревитализацией одежды, мебели и других предметов, поступающих к нам».
В том, что касается бизнес-процессов, «Свалка» постоянно тестирует разные гипотезы, чтобы увеличить прибыль и оптимизировать расходы. Так, например, сотрудничество с одной из служб такси для транспортировки вещей оказалось невыгодным. Зато открытие собственного контакт-центра в городе Агрыз позволило справиться с очередью заявок на вывоз.
Проект успел открыть и закрыть интернет-магазин, но намерен учесть все ошибки и перезапустить его в обновлённом формате. Также свои «Свалки» появились в ряде других городов, но франшиза в её первоначальном виде оказалась не слишком эффективной, и часть магазинов пришлось закрыть. Сейчас за пределами Москвы продолжают работать две «Свалки» — в Томске и Красноярске, а компания продумывает новую модель партнёрских отношений, предполагающую более активное участие в запуске и дальнейшей судьбе филиалов.
«В последнее время франчайзи находятся в свободном плавании, — поясняет Алексей. — Мы были заняты построением устойчивой финансовой модели и разработкой новой партнёрской программы. В ближайшее время мы запустим эту программу, и существующие партнёры займут ключевые позиции».
В Сибири работают не только филиалы «Свалки», но и самостоятельные проекты, вдохновлённые её примером. Один из них —
«Кладовка», которая открылась в Омске весной 2017 года.
Проект использует схожий принцип сбора вещей. Если одежда и другие мелочи помещаются в пару пакетов, то люди сами приносят их в магазин. А если речь идёт о нескольких больших сумках или коробках, можно бесплатно вызвать курьера. Все вещи при этом должны быть в хорошем состоянии: ближайшее перерабатывающее предприятие находится в Челябинске, и отвозить отслужившую и испорченную одежду туда — неоправданно дорогой и слишком сложный квест.
Собранные вещи первым делом отправляют в прачечную (её услуги — одна из постоянных статей расходов), а затем выставляют на продажу. То, что не удаётся реализовать в течение месяца, безвозмездно передают в социальные центры для малоимущих.
Часть вещей попадает в руки нуждающихся сразу, минуя прилавок. А предметы вроде старого постельного белья и одеял сотрудники «Кладовки» отдают в собачий приют — там их используют как тряпки и подстилки. Часть прибыли, полученной с продаж, проект также направляет на благотворительность.
Одно из главных отличий «Кладовки» от столичной «Свалки» — целевая аудитория. Прежде чем дать старт омскому проекту, его инициатор Михаил Карант решил протестировать спрос и запустить в соцсетях пробную рекламу с призывом освободить шкафы и отдать ненужные вещи. На этом этапе выяснилось, что у людей хранится особенно много детской одежды, из которой успели вырасти дочки и сыновья. Так проект начал фокусироваться в первую очередь на женщинах с детьми, а не на креативной молодёжи или любителях винтажа.
Локальные проекты, подобные «Кладовке», в последние пару лет запустились по всей России. Вряд ли их инициаторами движет уверенность в том, что старая одежда сможет стать «новой нефтью». Но тренд на разумное потребление, подогреваемый
лекциями об экологичном образе жизни, масштабными
своп-вечеринками и
арт-мероприятиями на тему повторного использования вещей, продолжает готовить почву для новых бизнес-экспериментов в этом направлении.