5 ПЕРВЫХ ШАГОВ
К УСТОЙЧИВОСТИ
МОДНОГО БРЕНДА

В коллаже: Alexandra Leese, Osamu Yokonami, Dario Catellani для Buffalo zine
Чтобы поменять концепцию, структуру, процессы бренда в сторону sustainability, требуется осознанный рациональный подход. С помощью экспертов мы вывели 5 основных моментов, с которых модному бренду стоит начинать свой путь к устойчивости.

Эксперты:

Ольга Глаголева, дизайнер первого российского sustainable-бренда Go Сircular, соосновательница апсайклинг-ателье «То на то», эко-просветитель

Олеся Бесперстова, создательница просветительского проекта и магазина No Plastic it's fantastic, соосновательница онлайн эко-школы Zero-waste & sustainability school

Татьяна Орешкова, эко-консультант, аналитик, создатель проекта Etika и автор одноименного тг-канала
В коллаже: прозрачное боди от Beatrice Oettinger, Alexandra Von Fuerst для журнала Atmos
Оля Глаголева:
Молодому бренду нужно начинать путь к sustainability с прозрачности. Твой производственный процесс еще не устойчив, твои ткани не из молока, твои швеи получают немного, но ты больше не врешь. Это очень важно. Когда мы перестанем врать себе и друг другу, мы начинаем видеть картину более реальной. И тогда мы сможем понять, хотим ли вообще такой реальности. Или мы хотим жить в другой? Потому что пока мы прикрываемся отговорками типа «да, ладно нормально», «бывает и хуже», «вы видели вообще, что в Индии творится?», никакой самоценности не возникнет. А это то, с чего начинается sustainability, потому что никто ничего не будет делать, если ему и так ок.

Олеся Бесперстова:
Прозрачность перед своими клиентами поможет в переходе к устойчивости. Нужно быть честными перед самими собой и своими покупателями, рассказывая о том, как идет процесс перестройки, что уже удалось внедрить и улучшить, а что еще нет. Главная ошибка, которую я часто замечаю за марками, – это гринвошинг, когда они говорят о том, чего еще не достигли или не подтверждают слова своими действиями. Я считаю, что если бренд хочет развиваться в сторону экологичности, то должен показывать все процессы открыто и вести прозрачную коммуникацию.

Татьяна Орешкова:
Я рекомендую брендам иметь свою дорожную карту, чтобы все работники и основатели могли понимать, куда они движутся, как идет прогресс, чему стоит уделить больше внимания – и регулярно выпускать небольшие дайджесты новостей. Сейчас так делают большие бренды – создают отчеты по освоению целей устойчивого развития: сколько сэкономили воды или уменьшили СО2, предложили зеленую логистику и т.д. В том, чтобы наиболее четко и действенно донести свою мысль, отлично помогает инфографика – цифры больше всего оседают у людей в голове. Когда мы можем визуализировать, сколько бассейнов воды уходит на создание одной пары джинс или одной хлопковой футболки, мы делаем эти эфемерные значения осязаемыми и понятными.


В коллаже: визуал с официальных сайтов тканей Mylo, SeaСell, ZVNDR
Оля Глаголева:
Нужно отказаться от тканей первичного ресурса. Все, для чего нужно что-то достать из земли, что-то вырастить, кого-то убить, кого-то причесать, желательно не использовать. Не важно, натуральное или искусственное, важно, что это новое, что на это потрачен ресурс, и это не решает никакой текущей проблемы, связанной с взаимодействием человека и экосистемы. И как только бренд начинает какую-то из проблем решать, ну, может быть, одну, может быть, совсем небольшую, тогда у него появляются инициативы устойчивого развития. Потому что устойчивое развитие в том, чтобы все продолжилось. Сейчас, в первую очередь, нам нужно переосмыслить линейную систему, когда мы берем ресурс, производим продукт, используем и выбрасываем. Это не устойчиво. Это ведет нас к краху. А как только мы начинаем зацикливать любой свой процесс или выстраивать свое производство на чьем-то отходе, мы приближаемся к возможности выжить и нормально существовать.

Олеся Бесперстова:
Лучше всего использовать натуральные, органические и обязательно сертифицированные ткани, а также те, при чьем выращивании и производстве тратится не так много ресурсов – это лен, конопля. Я советую отказаться от смесовых тканей, потому что их гораздо реже принимают на переработку и они выделяют при стирке микропластик».
В коллаже: Johan Sandberg, Alexandra Von Fuerst для журнала Atmos
Олеся Бесперстова:
Важным шагом на пути к экологичности является выстраивание всех процессов внутри страны, где больше всего продаются вещи марки. Это очень сильно сокращает количество выбросов CO2, потому что логистическая цепочка становится меньше. Если марка закупает материалы в одной стране, отшивается в другой и везет все в магазин в третью – от транспортировки остается огромный углеродный след. Впрочем локальность касается не только модных брендов, когда я консультирую ресторанный бизнес, стараюсь включить в меню больше местных и сезонных продуктов по той же причине.

Оля Глаголева:
Авиатранспортировки желательно сократить. Сейчас есть возможность выбирать, на чем будет перевозиться твоя одежда. Да, есть система нейтрализации углеродного следа DHL, когда они высаживают деревья. Но это крайний случай, лучше бы, конечно, минимизировать перелеты. Вот допустим, Китай с Россией на одном континенте, и можно транспортировать товары на поездах.
В коллаже: OLGAÇ BOZALP «Tomorrow City», ASICS GEL-1090 x Andersson Bell S/S 2021 Campaign, Mireille Gros
Оля Глаголева:
Сейчас всё больше компаний создают биоразлагаемую упаковку. По принципам устойчивости это самый рациональный способ. Упаковка – самый быстрый в использовании продукт и может возвращаться в жизненный цикл через производственный компост. Это очень наглядно объясняется в ролике от фонда Элен Маккартур.

Олеся Бесперстова:
Многие бренды создают из упаковки дополнительный сервис для покупателей, но в результате все эти коробки, пластиковые вкладыши и наклейки, открытки, синтетические мешочки и ленты оказываются абсолютно ненужными и сразу выбрасываются. Можно сделать так, чтобы упаковки было меньше и так, чтобы она была безопасной, из материалов, которые легко сдать на переработку. Например, использовать сертифицированную либо переработанную бумагу, а вместо наклеек делать водную печать. Кроме того, если бренд занимается отправкой вещей в другие города, стоит обратить внимания на упаковку, которую использует транспортная компания и выбрать такого представителя, который минимизирует ненужный материал.
В коллаже: Tomas Saraceno - «Aerocene» и «Flying garden», Dario Catellani для Buffalo zine, Alexandra Von Fuerst для журнала Atmos
Оля Глаголева:
Как и в любых отношениях люди делят ответственность 50 на 50, так и с одеждой – покупатель и продавец формируют срок службы вещи пополам. Покупая качественные вещи, созданные долго служить, такие как Barbour, Mackintosh, Gortex, вы поддерживаете деньгами определенные производственные процессы, проверенные годами и приобретаете действительно долгосрочную вещь. К таким вещам всегда прилагается инструкция: на какой температуре стирать, как гладить, можно ли использовать сушилку, отбеливать, стирать с другими вещами, самостоятельно или в мешке и так далее.

Татьяна Орешкова:
Программа возврата старых вещей вашего бренда за вознаграждение позволит сделать из шоурума не просто магазин, а точку притяжения для клиентов. Помимо этой инициативы можно добавить услуги по починке вещей. Это позволит марке продемонстрировать ценность долговечного использования вещей и поможет работать с комьюнити, если сотрудники будут рассказывать, как ухаживать за одеждой, чтобы она прослужила как можно дольше. Это самый простой способ – предложить сервис или услугу и проявить внимание не только к вещам, но и к людям, которые их носят.


ТЕКСТ: Максим Муратов, Саша Манакина
ВИЗУАЛ: Максим Осипов, Катя Работа

читать еще:
больше публикаций
Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.
За эстетическими ориентирами – в наш Instagram. Там же мы проводим прямые эфиры с интересными нам людьми из индустрии и не только.
Большие видео-интервью и панельные дискуссии – в нашем YouTube-канале.

А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.