Можно ли назвать плагиатом создание копий изделия неизвестного происхождения, купленного во время путешествия, если производитель открыто признается в этом?
Если одежда не обладает творческими элементами и не охраняется в России товарными знаками, промышленными образцами, авторским правом, это не будет нарушением. В 4 части Гражданского кодекса РФ установлено, что фольклорное творчество не является охраняемым. С этической точки зрения вы рискуете получить обвинения в культурной апроприации.
Считается ли производство платья популярной модели плагиатом?
Рассмотрим вопрос на примере платья-комбинации. На мой взгляд, данная модель не является охраняемой. Соответственно, вас не смогут уличить в плагиате до тех пор, пока вы не используете отличительные элементы других брендов.
Не нужно воспринимать это как зеленый свет и копировать форму у конкурентов, потому что кроме юридических последствий существуют социально-этические.
Разрешается ли свободно размещать флаг или герб страны на одежде?
Вероятнее всего на запрос о регистрации товарного знака, содержащего флаг, герб и другие элементы суверенных государств или международных организаций, вы получите отказ. В России вам потребуется предварительно получить разрешение у соответствующего органа.
В обычной практике использование государственных символов для декора одежды не должно вызвать юридических последствий за исключением одного. Нанося флаг или герб страны, вы вводите потребителя в заблуждение касательно места производства изделия. В КоАП РФ есть статья про «обман потребителя», согласно которой, состав данного кейса может быть признан правонарушением.
Для создания брюк применялись лекала, купленные на одном из популярных сайтов. В описании к ним утверждалось, что использование лекал в производстве (даже массовом) не является нарушением прав собственности, за исключением случаев перепродажи. Как данный случай рассматривается с точки зрения плагиата?
Права имеют территориальный характер. Необходимо проверить, был ли промышленный образец зарегистрирован в России. Если да, то любое использование в пределах территории РФ будет являться нарушением. Нужно внимательно изучать оговорки – разрешение было дано на частное или коммерческое использование?
Когда бренды выкладывают лекала своих старых коллекций в открытый доступ и разрешают их свободное использование, а потом сами же подают иск, к ним может быть применен эстоппель. Смысл принципа заключается в том, что лицо, совершившее определенное действие не может оспаривать его в дальнейшем.
Мог бы Владимир Путин засудить Дениса Симачева за футболки со своим изображении?
Согласно 152.1 статье Гражданского кодекса РФ, использование изображения человека без его согласия является нарушением. В ответ можно потребовать взыскание морального вреда и запрет на использование фото. Теоретически, да, Владимир Путин мог бы подать иск, потому что в данной ситуации его публичный статус не оправдывает подобные действия.
Что делать, если бренд воспользовался эскизами дизайнера, которые были отправлены на конкурс?
Следует внимательно ознакомиться с правилами участия в конкурсе. Часто мы не дочитываем до важного пункта, где указано, что созданные материалы могут быть использованы. Если такого условия нет, то такой случай можно признать правонарушением. Но важно понимать следующее: во-первых, в России, как и во всем мире, идеи не охраняются. Во-вторых, придется доказать наличие творческого характера и оригинальных элементов.
Что делать, если бренд использует творческую съемку в рекламных целях?
Если между фотографом, моделями и брендом не было заключено соглашение или не зафиксированы предварительные договоренности в переписке, то использование фотографий будет являться нарушением и законным основанием для обращения в суд.
Как правильно оформить договор с блогером, чтобы получить права на использование созданного им рекламного контента?
Для начала необходимо понять, что это за контент. Будем отталкиваться от наиболее простой формы – фотографии или видео. Важно изначально договориться об объеме прав. Здесь существует два варианта – отчуждение или право использования. Во втором случае необходимо обговорить срок, объемы, способы использования и площадки для размещения контента. Если блогер привлекает для участия третьих лиц, вы должны получить их согласие на использование контента в коммерческих целях.
Если фотограф соглашается на полное отчуждение прав, может ли он использовать снимки в дальнейшем в своем портфолио?
Да, если данный нюанс указан в договоре. Это называется «обратная лицензия», когда автору фотографий разрешается их использование в своих интересах (например, для продвижения услуг у себя на сайте). Главное, чтобы действия бренда и фотографа не расходились хронологически. Вряд ли фотограф может выложить съемку лукбука, который не был анонсирован брендом. Это также фиксируется в договоре.
Как узнать, какие шрифты и изображения можно использовать в коммерческих целях или в рамках творчества, а какие вообще нельзя публиковать?
Все открытые банки размещают лицензию на шрифт или изображение. В ней указан срок использования, перечень видов деятельности и тираж (для печатной продукции).
В ситуациях, когда лицензии написаны некорректно, например, отсутствует ясность по какому-то пункту, следует писать в поддержку сайта. Стоит учитывать, что полученные пояснения не вносят изменений в текст лицензии, то есть вы в любом случае будете нести ответственность за последствия.
Как брендам бороться с фейками и воровством контента в Инстаграме?
Компания Facebook предоставляет возможность пользователям обратиться в службу поддержки с жалобой. Если социальная сеть не выполняет обязательства по удалению контента, ее можно вызвать в суд в качестве ответчика. В теории решение должно быть принято в вашу пользу, но все будет зависеть от доказательной базы.
Как зарегистрировать товарный знак, состоящий из общеупотребительных неохраноспособных слов?
В России нельзя зарегистрировать неохраноспособное, не обладающее различительной способностью обозначение, которое состоит из простых символов или цифр, за исключением тех, которые уже известны потребителю. Еще один вариант, когда Роспатент может одобрить заявку – это графическое изображение.
Например в США бренду Off-White не удалось зарегистрировать фразу «For Walking», потому что она была признана описательной, и к дате подачи заявки не обладала различительной способностью.
Можно ли использовать юридический отчет, составленный искусственным интеллектом, который заключает, что продукт Х является копией продукта У?
Очевидно, цель экспертизы – это обращение в суд. В таком случае она обязательно должна быть подписана экспертом, который обладает соответствующей компетенцией. Даже если заключения были сделаны при помощи искусственного интеллекта, документ все равно составляется и подписывается экспертами.
СМОТРЕТЬ ЭФИР
Визуал обложки: SaraiMari