Реселл-платформа ThredUp (не пользующаяся популярностью в России, но называющая себя самой крупной в онлайне) и консалтинг GlobalData выпустили ежегодный отчет по состоянию вторичного рынка одежды. Материал объемный и со множеством данных – мы выбрали те, что могут лучше всего описать рынок.
– В 2019-м реселл (как часть вторичного рынка) рос в 25 раз быстрее, чем масс-маркет: 49% против 2%;
– Вторичный рынок одежды к 2029 году будет в 2 раза больше, чем масс-маркет: $80 млрд против $43 млрд (сейчас $28 млрд против $36 млрд, масс-маркет перевешивает);
– Вторичный рынок вырастет с $28 млрд до $64 млрд к 2024 году.
– Ожидается, что вторичный рынок в онлайне вырастет на 69% по итогам года. При этом в GlobalData ожидают, что в 2020-м традиционный ритейл схлопнется на 15%.
Некоторые оценки спорные: пока тезис о том, что рынок секонд-хенда станет вдвое больше традиционного ритейла к концу 20-х, вызывает определенное недоверие. Он становится чуть логичнее, если мы поверим, что темпы роста реселла действительно так высоки – 49% за 2019 год. Поставщик данных – GlobalData, крупный международный консалтинг, однако часть вопросов так или иначе остается.
Фокус, скорее, стоит сделать на другом. Реселл и вторичный рынок точно задают повестку. Такие исследования еще раз поднимают дискуссию. Все важнейшие тренды сейчас – социальные. Из этой социальной природы произрастают все факторы, которые влияют на рост рынка: эко-ответственность, связанное с кризисом уменьшение свободной наличности, рост проникновения e-commerce – важнейшего для реселла канала сбыта.
2. Gucci делает коллаб с комьюнити киберспортсменов Fnatic
Сразу три приметы времени. Первая – если коллаборация, то с сообществом, которое уже набило руку в сторителлинге – и потому заполучило преданную аудиторию. У Fnatic, если верить их собственным подсчетам, 15 миллионов подписчиков суммарно на всех платформах. Далее – интеграция люкса и брендов в цифровую среду, значимость которой только растет. И, наконец, молодые потребители – киберспортивная аудитория ощутимой частью состоит из Gen Z, с которыми так активно старается контактировать люксовая мода.
Сам предмет коллаборации – часы Gucci для дайвинга. Почему часы? Прозрачного ответа бренд не дает, и в этой точке сторителлинг обрывается. Релиз часов будет поддержан игрой о дайвинге – но это единственная рифма. Хочется скорее рассказа большой зарифмованной истории, чем формальности.
3. Недели моды возвращаются в физическом формате
Уже подтверждены PFW и MFW, Лондонская неделя моды – в переговорах с брендами и сделает объявление в начале июля. Единственная неделя моды, не объявившая ни о выходе в digital-формат, ни о возвращении к традиционному расписанию – нью-йоркская. В данном случае это выглядит как ошибка, неспособность ответить на изменившуюся реальность, отсутствие попытки работать с ней. Цифровая неделя моды в Лондоне была блеклой, хотелось опыта и трипа, а вместо них был сайт с табличками и заголовками – но это была попытка работы в изменившемся мире. Нью-Йорк этого не делает – и, видимо, подтверждает расхожую точку зрения, что NYFW находится в определенном кризисе.
4. Instagram заявил о запуске нового формата – «Катушка»
«Катушка» или Reel – фактически повторение жанра, вокруг которого построен TikTok, но с упором на музыкальную составляющую. Повторять форматы конкурирующих сервисов –это, кажется, классическая для Instagram стратегия.
Функция запускается только в Германии и Франции – это второй этап после тестирования в Бразилии, прошедшего с успехом. Вероятно дальнейший запуск – уже на рынках всех остальных стран.
Наблюдений два. Первое: Instagram уже близок к тому, чтобы перегрузить свою внутреннюю экосистему разными функциями. К лайвам, сториз, видео и фото добавится гибридный жанр. Второе: Instagram замечает интерес к формату TikTok, который подразумевает развлечение и большую живость, повседневность. Но те, кому она нужна, уже и так пользуются самостоятельным приложением – увидим, окажется ли эта функция нужной в рамках Instagram.
5. Maison Margiela, Marni, Diesel и другие бренды холдинга OTB запустили digital-шоурум для оптовых закупок
OTB – первый среди крупных игроков, запустивший платформу для байеров. Ее оформление повторяет реальную комнату, а сами вещи выполнены в 3D, их можно поворачивать на 360 градусов – но есть и стандартные лайншиты со снимками. Здесь же – кнопка для видеозвонков между байерами и сотрудниками брендов.
Ни Kering, ни LVMH о запуске подобной платформы для своих брендов не сообщали – однако о таких планах говорили в Comme des Garçons.
6. «Коммерсант»: прирост пользователей e-commerce в России за три кризисных месяца составил 15-17 млн человек
«Яндекс.Маркет» и Data Insight в материале «Коммерсанта» приводят практически идентичные показатели – аудитория онлайн-магазинов в России за период кризиса выросла на 15-17 млн человек и составила 63 млн – рост почти в 40%.
Однако эффект от этого закрепится не сразу – аудитория сначала вернется в торговые центры. «Докарантинная практика говорит, что для 70–75% из числа опробовавших интернет-заказы они входят в привычку в течение одного-трех лет. Но чтобы получить этот резерв и увеличить долю рынка, его участники во время пандемии «сожгли кучу денег», тогда как у населения, в свою очередь, денег нет», – пишет «Коммерсант».
7. Канье Уэст и Gap договорились выпускать совместную коллекцию на протяжении 10 следующих лет – в коллаборации будет использован бренд Yeezy
Первая коллекция Yeezy Gap поступит в продажу летом 2021 года – в состав войдет мужская, женская и детская одежда. В Gap рассчитывают, что выручка от линейки составит не менее $1 млрд. Для сравнения: выручка всей компании Gap сейчас составляет $4,6 млрд. Срок контракта – 10 лет, что невероятно долго по меркам очень ускорившегося мира, где горизонты планирования для дизайнеров во главе брендов сжимаются до 2-3 лет.