Beinopen о важном

Дискуссия «Будущее технологичных материалов и носимых технологий в российской модной индустрии»

Вторая из цикла встреч с экспертами НТИ (Национальная технологическая инициатива). Обсудили действующие производства и технологии изготовления новых материалов, направления разработок в области носимых технологий, достижения российских ученых и разработчиков в этих направлениях. Поговорили и о том, чего не хватает России, чтобы стать лидером в разработке направления «умного» текстиля и одежды.



Основные мысли из этой дискуссии

Мария Иванова, вице-президент Российского Союза химиков:

- Невозможно развитие легкой промышленности без развития химической, которая, в свою очередь, производит волокна, нити и ткани. Полимерные материалы имеют ряд свойств, которые помогают достичь результатов, невозможных при использовании натуральных волокон. Получение высокотехнологичных материалов, которые используются в космической индустрии, в оборонной промышленности, ляжет в основу процессов модной индустрии. Ситуация производства волокон и нитей для российской индустрии гораздо хуже, чем для госзаказов. Результаты привлечения научного сообщества пока что не дошли до массового потребителя. 

- Пандемия поспособствовала развитию носимых технологий. Помимо разработки интегрирующихся в одежду датчиков движения или специальных покрытий, сделан большой скачок в области антибактериальных и противовирусных материалов.

- Новые полимерные материалы, разработанные учеными, использовались раньше только для космических технологий и оборонных заказов, однако сегодня выходят на свободный рынок. Интересно также развитие бесшовных технологий.

- В России не всегда все гладко с пигментными красителями и большая часть – импорт, поэтому есть запрос на производство собственных красителей. 

Олег Супрунюк, ЗАО Синтекс:

- В России отсутствует нормальная сырьевая база, проекты по ее налаживанию не реализованы с времен СССР. Переработанный мусор (например, бутылочный) не всегда подходит для производства тканей, не всегда есть оборудование и технологии. Вторичное сырье не всегда обладает теми качествами, которыми обладает синтетическое волокно. Вторая проблема – текстильное машиностроение. Существует отставание в развитии этой части индустрии. Мы зависим от импорта. Существуют опасения в окупаемости роботизированного оборудования, жизненно необходима поддержка государства. 

- Отсутствие подготовки кадров рабочих специальностей также является большой проблемой. У нас нет учебных заведений должного уровня. Нет рабочих специальностей для прядения и других технических операций – в основном едут из Беларуси и Узбекистана – там готовят специалистов хорошего уровня. Однако на работников из других стран выше налог + нужно предоставлять жилье. 

- Производства в регионах не могут приобрести новое оборудование. Многие работают на оборудовании 60-летней давности. Пряжа и сырье импортируются из других стран. Чтобы они производились в России – нужны большие финансовые вложения. Но пока этого не происходит. Нужно строить нормальные производства, не рассчитывая на частно-государственное партнерство. Вместо бесконечного дорогостоящего импорта сырья – необходимо построить производства по стране. 

Илья Котов, CEO TAU Tracker:

- Многие производства пытаются использовать тренд на цифровизацию, однако их техническая составляющая и автоматизация технологических процессов не решена. Фактически они пытаются оцифровать процессы, о которых у них нет данных.

- При цифровизации производств используется математическое моделирование, которое решает многие проблемы, позволяет довольно гибко переориентировать продукцию под новых заказчиков.

- Развитие носимых технологий будет зависеть от потребительских запросов. И у каждой области будут свои специфики и свои требования. Что касается сферы умной одежды, здесь существует  2 основных тренда  – миниатюризация встраиваемых датчиков и возможность передачи сигнала, информации и энергии по текстилю, устойчивому к физическому воздействию, к той же стирке, например.

Первая встреча НТИ: как изменятся модные производства ближайшие 15 лет.


Визуал: Michael Hemy
Производство Прямые эфиры