ПОЧЕМУ
ДИЗАЙНЕРЫ
ИЗ АФРИКИ


НОВАЯ
КРОВЬ
МОДЫ


Мода завершила свой очередной цикл. Карнавальный, кэмповый, избыточный период 2015-2019, чей визуальный код запомнится в истории в связке с именами Демны Гвасалия и Алессандро Миккеле, закончился кризисным 2020-м. Мода с точки зрения визуала отреагировала на это стагнацией, годовым анабиозом. Старые звезды затаились, а новая волна как будто улеглась.
Если же говорить о социальной стороне дела, то мода за этот год максимально обозначила свои приоритеты – этичность, разнообразие, локальность. Эти ценности полностью ушли в мейнстрим. Но нового энергичного визуала вокруг всего этого как будто еще не возникло. Что логично, ведь в кризисный период визуальное редуцируется до необходимого, выключается режим эксперимента.
Сегодня, когда границы закрыты и культура фрагментирована, сложно представить даже возможность новой волны – какого-то сильного влиятельного визуального кода. Особенно после того, как с каждым годом ускоряющуюся сменяемость циклов «новое-старое» радикально замедлила пандемия.
Однако последнее время складывается ощущение, что новая волна возможна. И, возможно, ее стоит ждать из Африки. Первая весточка: в начале этого года, еще до пандемии, широко заговорили о новых африканских дизайнерах. Повод: берлинскую Неделю моды Mercedes-Benz открыл совместный показ четырех дизайнеров из ЮАР: Рича Мниси, Клайва Рандла, Флойда Манотоано и Лазенн Вивье. За этим последовала большая публикация в Vogue. А на прошлой неделе случилось сразу два инфоповода. Во-первых, в финал конкурса International Woolmark Prize, ориентированного на sustainability, вошли три африканских дизайнера: Тэбе Магугу из ЮАР, Кеннет Изе из Нигерии и франко-марокканская марка Casablanca. Во-вторых, Farfetch заявили, что будут поддерживать молодые марки из стран Африки.
В 80-е моду напитала авангардная японская волна. В 2010-е – мода испытала влияние эстетики Восточного блока. Локальные африканские истории вполне могут стать новыми донорами моды.
На то есть несколько причин.
ПРИЧИНА №1:
Новые локальные истории для глобального «лоскутного одеяла»
Новая африканская мода по большей части – органичный гибрид понятных миру форм с аутентичными визуальными кодами. Это яркие цвета, фактуры и принты, но не такие, какие обычно ассоциируются у западного человека с «чем-то африканским», а нечто более сложное и неожиданное. Кеннет Изе, к примеру, интересным образом сочетает цветовые коды, ассоциирующиеся с Африкой, с рафинированным духом старых европейских люксовых брендов типа Prada. А Casablanca замешивает свою эстетику на богемности в духе Gucci, спорт-шике и марокканских традиционных мотивах. У африканских дизайнеров есть витальность – то, чего не хватает мировой моде, обесцвеченной пандемией.
ПРИЧИНА №2:
Этичность – в ДНК брендов
Устойчивое развитие – главный дискурс современного модного бизнеса. Молодые локальные бренды имеют в этой системе большое преимущество, так как изначально развиваются в рамках sustainability. Новые африканские дизайнеры – на передовой. Это ручной труд, это осознанно малые партии, это локальное производство. А их аутентичный визуал рифмуется с их четкой социальной позицией. К примеру, Тебе Магугу стал финалистом LVMH Prize в 2019 году с чипированной коллекцией одежды – в каждую модель был вшит NFC- датчик с информацией о том, в каких условиях и из чего создавалась коллекция, а также какой этический месседж она несет. Раскрывалась тема жизни и тяжелого труда простых южноафриканских женщин.

ПРИЧИНА №3:
Новая маскулинность
Африканские дизайнеры максимально раскрыты для diversity и, в частности, для новой маскулинности. В съемках Тебе Магугу, Кеннета Изе и Casablanca часто встречается мужской образ нового поколения – одновременно сильный и чувственный, романтичный и артистичный. Дизайнеры ломают стереотипы о консервативных настроениях африканских культур и говорят на одном языке с прогрессивным миром.
ТЕКСТ: МАКСИМ МУРАТОВ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.