КАК И ДЛЯ ЧЕГО КАСТОМИЗИРОВАТЬ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО?

Главная цель для марки, ориентированной на sustainability, – тратить как можно меньше ресурсов при создании одежды. Это значит – экономить материал и снижать производственные мощности. То есть пошив на заказ – идеальный в этом смысле формат. А если говорить точнее и современнее – персонализированный подход к созданию одежды. И сегодня, когда процесс конструирования одежды ушел в digital, изменять, кастомизировать уже существующие лекала под клиентские запросы – вполне логичная и не такая трудозатратная история, как в доцифровую эпоху.

Дизайн-бюро Grasser одним из первых в России начало транслировать идею перехода к 3d-конструированию, а сейчас пропагандирует кастомизацию. Мы поговорили с его основательницей, Ольгой Грассер, – о том, как кастомизировать лекала и какие есть сложности с этим сегодня.
О кастомизации конструкторского бюро
Что я подразумеваю под кастомизацией? Кастомизация в конструкторском бюро бывает двух типов. Первый тип – это режим ателье, когда можно полностью создать изделие на заказ. Второй тип – автоматическое изменение лекал под каждого клиента при получении размерных признаков.

С одной стороны, современные потребители хотят быть уникальными, но эта уникальность достаточно ограниченная: маркетинговые исследования говорят о том, что запросы на «платье как у селебрити» продолжают расти.

Например, недавно в брюках Tommy Hilfiger на публике появилась Хейли Бибер, ее фотография облетела весь интернет, и за сутки во всех магазинах бренда эта модель брюк была распродана. Сейчас мы делаем лекала похожей модели, потому что женщин, которые хотят брюки, как у Хейли Бибер, много.

Самое главное – следовать трендам и улавливать желание клиента. Думаю, что кастомизация по типовым лекалам, а не полностью индивидуальный пошив, имеет больший шанс для развития, но бренды должны быть к этому готовы: разрабатывать широкий модельный ряд, иметь свой конструкторский штат и цех.

О том, как брендам кастомизировать лекала
У каждого бренда есть несколько этапов создания коллекции. Все начинается с творческого процесса, идеи, а следующий этап проектирования – создание конструкции, которая далее превращается в рабочий комплект лекал и отправляется на производство.

Когда мы работаем по ГОСТ, ОСТ, проектируем в САПР, все лекала имеют стандартные размеры и ростовки. Но если мы хотим кастомизировать изделие, необходимо не только перестроить производственные процессы, но и внести изменения в организационную систему. Нужно иметь не просто готовые лекала от конструктора-фрилансера, а серьезную конструкторскую базу, которая находится при бренде, и в которую можно быстро внести изменения по определенному алгоритму.

В этом случае, при разработке коллекции бренд может настраивать процессы гибко. Используя одну и ту же конструкторскую базу, он может продавать какие-то изделия по стандартным размерам и ростовкам, а какие-то изготавливать на заказ, получая точные измерения от клиента.
О 3D-технологиях в кастомизации лекал
Сейчас 3D-технологии позволяют полностью разработать комплект лекал, создать визуализацию и тем самым уйти от макетов и даже семплов. Вообще можно до определенного времени уйти в виртуальную реальность и выйти из нее тогда, когда захочется.

Я знаю, что сейчас есть бренды, которые не отшивают свои коллекции, а представляют все в виртуальной среде и потом производят только то, на что есть заказ. Такой подход экономит и человеческие ресурсы, и ресурсы нашей планеты. Но нельзя сказать, что производство такой коллекции становится более экономичным. Да, бренд не тратит деньги на механические работы и материалы, но эти средства перетекают в 3D-технологии, где стоимость разработки еще выше. Высокие затраты связаны не только с оплатой труда 3D-специалистов, но и с оборудованием, которое стоит больше, чем простое рабочее место портного, швейная машина или парогенератор. Так что отшить макет зачастую даже дешевле, чем сделать качественную визуализацию.
О трудностях внедрения кастомного подхода
Самая большая проблема для нас, как для конструкторского бюро – получение точных измерений от клиента. Я знаю много систем и приложений мобильного сканирования, но они не отвечают нашим стандартам качества. Ручное снятие измерений – тоже нет, потому что человек, который никогда не снимал с себя мерки, сделает это с большой погрешностью. В таком случае изделие по этим кастомизированным лекалам будет сидеть даже хуже, чем стандартизированное. Это минус, если мы говорим про кастомизацию в целом и про удаленное обслуживание.

Я знаю, что многие компании принимают измерения, которые клиенты снимают сами с себя. В таких случаях вся ответственность за качество снятых измерений лежит на клиенте. Безусловно, имея определенный навык, можно достаточно точно снять измерения. Но если такового нет, то даже при наличии подробной инструкции погрешность будет высокой. Ведь многие не знают, где у них талия или бедра, как правильно измерить эти параметры – а для построения лекал это очень важно.

Самые точные измерения дает боди-сканер, причем стационарный, а не ручной. Но у нас в Петербурге я не нашла места, где можно просканировать себя. Как только мы найдем доступный способ автоматического получения измерений, у нас произойдет мощный рывок в плане кастомизации.

Как бы утопично это ни звучало, небольшие производства будут лучше приспособлены под кастомизированный выпуск. Это то, к чему будут обращаться наши дизайнеры. В связи с этим, будет большой спрос на высококвалифицированных специалистов – не швей в привычном понимании, а гибких портных, которые смогут шить и пооперационно, и от начала до конца, и типовые изделия, и полностью по индивидуальным измерениям.

Ольга Грассер – спикер Форума Beinopen 2021. Она выступит с кейсом на тему «Технологии кастомизации конструкторского бюро: как оптимизировать процессы»

Форум Beinopen 4 июня на дизайн-заводе «Флакон» (г. Москва). Узнать всё о Форуме и купить билет – здесь.


ТЕКСТ: Катя Работа
ВИЗУАЛ: съемки бренда Peter Do

читать еще:
больше публикаций
Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.
За эстетическими ориентирами – в наш Instagram. Там же мы проводим прямые эфиры с интересными нам людьми из индустрии и не только.
Большие видео-интервью и панельные дискуссии – в нашем YouTube-канале.

А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.