Beinopen о важном

Как ритейлерам адаптироваться к новым реалиям рынка

Как российский fashion-ритейл проходит нынешнюю фазу кризиса? Что было во втором, самом трудном, квартале 2020-го? Какой поддержки не хватает, какие запросы и проблемы у бизнеса есть сейчас – и каким видится прогноз по итогам года?

Участники дискуссии:
Борис Агатов – независимый эксперт, генеральный директор Project Line, основатель издания New Retail
Дмитрий Тимуршин – генеральный директор Freedom Team
Станислава Нажмитдинова – генеральный директор агентства «Штаб»


Ниже – конспект самых важных мыслей из дискуссии.

Борис Агатов:
- Практически все форматы взаимодействия с покупателем останутся в том или ином процентном соотношении. По моим ощущениям, офлайн будет составлять 60% в товарообороте, 40% займут онлайн каналы. Если брать весь e-commerce, то в России он составляет всего 3-5%, в ближайших к нам Европейских странах – в среднем 9%, а лидируют Великобритания (18%), и Китай (35%). В России онлайн сегмент будет расти до отметки в 20% в течение последующих 3-5 лет.

- Бизнес-процессы сейчас меняют технологии и очень легко в этих технологиях запутаться. Технологии в помощь ритейлерам можно разделить на три вида: 
1. Технологии, улучшающие покупательский опыт. Например, можно завести себе мобильное приложение, которое торгует, как полноценный магазин. Разработка такого приложения сейчас стоит от 600 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Но можно взять готовое приложение с нужным набором функционала в аренду. Это будет стоить от 22 тысяч рублей в месяц. 
2. Технологии, улучшающие эффективность бизнес-процессов. Существуют приложения для продавцов, в которых они сами могут отслеживать свой рейтинг продаж относительно других продавцов и того плана, который должны выполнить за день. Если план не выполняется, то он автоматически переносится на следующий день. Стоит такое приложение 500 рублей в месяц. Также сейчас появились камеры, которые распознают постоянного покупателя и дают знак продавцу о том, что он магазине. Одна камера стоит 1200р/месяц.  
3. Технологии для построения экосистемы. Если вы не можете охватить все сервисы, привлекайте партнеров, чтобы они некоторые услуги брали на себя. Например, кастомизация вещей. В мобильном приложении ваши покупатели смогут напрямую связаться с дизайнерами,представляющими эту услугу. 


Станислава Нажмитдинова:
- Пандемия катализировала некие процессы в ритейле: она быстрее привела нас к онлайну, приучила к новым форматам работы, простимулировала процессы логистики для маркетплейсов (Lamoda, Wildberries и Ozon стали открывать огромное количество пунктов выдачи заказов), популяризировала тренд на осознанное потребление. Сейчас очень сильно меняется как покупательское поведение, так и внешние обстоятельства, в которых мы находимся. И игроки рынка должны очень быстро подстраиваться под эту историю.

- Не думаю, что у нас будет большое количество закрытий брендов. Более того, я уверена, что их закроется меньше чем мы предполагали, благодаря переходу в онлайн и торговле на маркетплейсах.

- Покупатель сегодня хочет получить максимально комфортный сервис. Особенно это касается новых технологий. Например, когда ты заходишь на страницу мобильного приложения, загружаешь какой-то бренд и тебе говорят, что для тебя подобрали новые луки или тебе пора поменять костюм в офис. Огромное количество компаний уже сейчас работает в этом направлении.


Дмитрий Тимуршин:
- Сейчас как после войны все радуются, веселятся, тратят, а вот что будет с ритейлом в ноябре-декабре, пока непонятно. Поэтому я советую накопить сейчас выручку, пережить ноябрь и надеяться на декабрь. 

- Торговые комплексы сейчас готовы как минимум на pop-up store, как максимум на постоянные магазины за процент с оборота. Нишу Zara, которая закрывает 1200 магазинов по всему миру, кому-то придётся занимать и было бы интересно придумать какой-то внутренний продукт для российского потребителя. Я имею ввиду новый формат магазина для торговых комплексов, который объединил бы производителей и дизайнеров.

- Максимально короткий путь от производителя до покупателя, минуя дизайнеров, – через маркетплейс. Подсказка для российских производителей: смотрите, что лучше всего продаётся на маркетплейсах, делайте подобное и продавайте там же. Перенасыщение безымянных вещей с усреднённым дизайном на маркетплейсах приведет к заполнению ниши H&M или ZARA. За счет этих объемов мы вырастим производства, которые будут иметь стабильность и прибыль. Потом уже эти производства, исходя из извлекаемой прибыли, захотят создавать свои собственные бренды. 

- Я призываю всех работать «в белую». Особенно в регионах – там сейчас очень выгодные условия по налогам. Надо придумать максимально прозрачную оптимизацию и принять прозрачность, как гражданскую позицию.

Визуал на заставке: Joseph Häxan
Ритейл Прямые эфиры