Вы же сами понимаете, что нет универсального ответа. Создавать нужно то, к чему душа лежит. Если бы я был каким-то местным начальником, я бы думал о том, как современным языком рассказывать людям истории о месте, в котором они живут. Не просто увешивать город плакатами «Знай и люби свой край» или, как сейчас стало модно, реконструировать скверы и парки, выставлять там деревянные скамейки. Хотя это тоже важно.
Приведу пример. Я года полтора назад читал лекции в Калифорнии, в городе Монтерей. Там, конечно, удобно заниматься созданием локальной идентичности, потому что там океан, тюлени на берегу лежат, идеальная погода 12 месяцев в году, и вообще это край, напоминающий рай – в Перми, конечно, всё это делать сложнее. Но ты идешь по городу Монтерей, и тебя на каждом шагу встречают какие-то даже не памятники, а небольшие штуки. Вот скамейка: садишься на скамейку и видишь, что к ней привинчена табличка: «Здесь любил сидеть и смотреть на океан мистер Хьюлетт, основатель компании "Хьюлетт-Паккард". Он так влюбился в этот вид, что отвалил кучу денег и построил замечательный океанариум, который вы можете найти в километре отсюда. Там живёт множество уникальных морских животных». А вот стоит памятник китайскому водолазу, потому что в 20-е годы здесь жила огромная колония китайцев, они все работали водолазами и чинили корабли. Без них величие монтерейского порта было бы невозможно. А вот стенка, на которой нарисованы какие-то мужики. А что это за мужики? А это герои романа Стейнбека «Консервный ряд». И мы, собственно, на этом же ряду, на улице Кэннери Роу находимся. Здесь был консервный завод, где делали рыбу, всё пахло ставридой и находиться тут было невозможно, зато это была консервная столица Америки. А вот на этом месте рос дуб, священное дерево индейцев, под которым испанские мореплаватели придумали назвать это место Монтереем. И это всё буквально на каждом метре. Вокруг тебя не носятся никакие экскурсоводы, по этому поводу нет никакой госпрограммы, направленной на повышение патриотизма. Оно работает само: вот ты идёшь по городу, и город рассказывает про себя какие-то байки, от которых находиться там становится интересно, от которых у него появляется глубина. Ты понимаешь, что это не просто дома, деревья и тюлени – за этими тюленями что-то стоит. И это Калифорния, у которой вся история-то началась плюс-минус 300 лет назад. А мы-то почему так не можем?
Когда я говорю «Мы», я уж точно не имею в виду Петербург. В Петербурге как раз и с местной идентичностью, и с местной гордостью, и со знанием того, какие истории стоят за каждым камнем, все совершенно прекрасно. Это знание транслируется само по себе без особых усилий со стороны государства. Но стоит уехать в любой другой город… Конечно, сильно сказались потрясения 20 века, когда историю того или иного места стирали вместе с её носителями несколько раз. Но нам тут вообще-то жить. Патриотизм – это не значит сидеть и смотреть программу Владимира Соловьева и мечтать, как мы разбомбим Америку. Патриотизм – это понимание, из чего состоит это место, где ты живёшь, из каких историй, мифов, человеческих судеб оно складывалось и как их можно рассказать.