На фоне: образы из коллекции Odor FW 21-22, вдохновленной работами Наталии Гончаровой для «Русских сезонов»
Внутри этого замысла формировались визуальные коды, которые в дальнейшем закрепились в мире, как «русские». Сначала над их репрезентацией работали художники Леон Бакст и Александр Головин, оформляя балет «Жар-птица» в 1910 году. Их эстетика, отсылающая к ориентализму, вдохновила дизайнера Поля Пуаре, который, в свою очередь, ввел моду в Европе и Америке на всё восточное. Далее, в 1911 году Александр Бенуа сделал декорации и костюмы к балету «Петрушка». Яркие образы русской ярмарки задали традицию так называемой «клюквы» в мировом кинематографе и массовой культуре. В 1913 году Париж увидел «Весну священную» Стравинского. Архаичность славянского язычества там заново изобретал Николай Рерих. В этой постановке сложился образ «дикой России». Но главной точкой, в которой сошлись и ориентализм, и прямая эстетика русского пира, и дикость архаики, стала постановка оперы-балета «Золотой петушок» в 1914 году. Ее оформила авангардистка Наталия Гончарова. «Художница представила славянскую экзотику в гораздо более аутентичной форме, чем это сделали Головин, Бакст или Рерих, и соединила ее с абстрактным подходом, свойственным наиболее прогрессивным художественным течениям Европы. Своим декоративным великолепием оформление гармонично вписывалось в особый стиль “Русских балетов”, и в определенном смысле оно заявляло о совершенно новой эстетике, обозначив не только ее высшее достижение, но и конец старой эпохи», – пишет голландский историк Шенг Схейен в книге «Сергей Дягилев: “Русские сезоны” навсегда». Так русская локальность, традиционность, фольклорность обрели узнаваемое для Запада лицо и в некотором роде «русскость» стала заложницей этого лица – в дальнейшем в Европе и Америке хотели получать именно этого экзотического максималистского «Другого». |
По центру – Н. Ламанова, В. Мухина, эскиз костюма для журнала «Искусство в быту» (1925)
По бокам – обложки журнала «Искусство одеваться» (1928)
Сегодня тренд на локальность на самом пике. Отечественные деятели моды вдохновляются культурой народов России, а публика принимает эти исследования. Логично, что тренд на локальное – это и обратная реакция на глобализацию нулевых. Логично, что его серьезно простимулировала пандемия – границы закрылись и все оказались изолированы вместе с собственной культурой. Логично, что мир находится в турбулентном состоянии, мы не уверены в будущем и ищем утешения в казалось бы устойчивом прошлом. И чем дальше это прошлое, тем лучше. Традиция, этнография, миф – наши утешители. |