Мы собрали рабочую группу, в которую вошли представители практически всех бизнесов, задействованных в модном производстве – это передовые дизайнеры, представители крупных швейных производств, креативные агентства, ритейлеры, технологические стартапы, культурологи, юристы и многие другие не всегда видимые, но важные игроки.
Первая из серии встреч, посвященных совместной выработке стратегии развития российского модного рынка, была о том, как изменятся производства в ближайшие 15 лет.
Участники:
Людмила Дмитриева, заместитель председателя правительства Ивановской области
Яна Чирко, юрист, советник офиса Dentons в Санкт-Петербурге
Алла Сбитнева, исполнительный директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка
Ольга Кириллова, начальник отдела по развитию креативных индустрий, Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы
Анна Богаделина, генеральный директор ХБК «Шуйские ситцы»
Полина Железникова, соосновательница и CEO Fash In
Константин Шиляев, Fakoshima
Константин Карчмарски, ИТМО, Alliance Tech
Алдынай Юмбуу, партнер по управлению недвижимостью RRG, член комитета SPREE EUROPE
И вот к каким прогнозам мы пришли:
– Будущее за постиндустриальным продуктом. Это материальный объект + история вокруг него, транслирующая и определенные культурные коды, и данные о производителе и продукте. Такой продукт может производиться только при глубокой интеграции всех игроков рынка. Модный рынок будущего = креативная индустрия + производство + ритейл + образовательные инфраструктуры + цифровые технологии.
– Робот – самая вероятная производственная единица ближайшего будущего. Роботизация – более простая, более гибкая возможность управления теми или иными процессами. На роботизированном производстве стоимость продукта не будет зависеть от объема партии.
– Процесс роботизации приведет к тому, что отпадет необходимость во многих профессиях на производстве. И запрос на новые профессии существует уже сейчас. Главный вопрос – в гибкости вузов и взаимной кооперации с производствами-работодателями.
– Вся индустрия будет иметь два вектора развития. Первый – технологический, второй – традиционный, с уклоном в эко, в эксклюзивный ручной труд.
– Современная фабрика должна стать исследовательским центром.
– Россия, в отличие от многих стран мира, имеет закон о робототехнике. Поэтому у нас есть приоритет в развитии искусственного интеллекта. Государство будет поддерживать эти технологии, потому что они важны для военной промышленности. Но они так или иначе будут появляться на рынке и уходить в гражданское производство.
– Большой вопрос: что будет с ритейлом в будущем? Понятно, что в следующие 5 лет он продолжит существовать в более мене традиционном формате, а вот через 15 лет этот сегмент скорее всего ждут серьезные изменения. Фабрики могут стать b2c бизнесами, минуя цепочки посредников. Какой же тогда будет система доставки? Возможно, у каждого дома появится 3D-принтер.
Визуал на заставке: Raf Simons 2002