Beinopen о важном

Маркетинг: для начинающих и всех, кто думает, что не имеет к нему отношения

В этот кризис многие владельцы бизнесов, как крепко стоящих на ногах, так и начинающих, осознали, насколько важен правильный маркетинг. В сложных условиях многие пытались разобраться в нем самостоятельно, однако это не дало нужных результатов. Чтобы не повторять чужих ошибок и минимизировать собственные, мы провели открытый вебинар с Натальей Филатовой-Киетине, спикером Форума 2020, маркетологом, PR-специалистом, журналистом и автором канала «Люди гибнут за PR»



Бонус-трек: to-do list по основным ошибкам в маркетинге в наших соцсетях.

Капля того, что можно будет узнать на Форуме:

Маркетинг – это просто здравый смысл

Если вы думаете, что не занимаетесь маркетингом, – это не так. Маркетинг – это, в первую очередь, ваш способ общения с рынком и клиентом; это то, с чем сталкивается аудитория при первом касании с вашим брендом. Да, вы можете вкладывать в него деньги или не вкладывать, но все то, что вы делаете со своей компанией – маркетинг. И если вы уделяете ему внимание, то тем самым выстраиваете определённые отношения между брендом и клиентом, углубляете эмоциональную связь.

С чего начать и как определиться с задачами, когда бренд приступает к маркетинговой стратегии?

Когда вы выходите на рынок, прежде чем вкладывать деньги, вы должны понимать, зачем вы это делаете, куда вы хотите идти и что дальше хотите с этим делать. Это важно понимать в начале, а принцип «ввяжемся в войну, а там посмотрим» в итоге может сработать против вас.

Если вы заранее позиционируете себя как маленький бизнес, который, условно, можно совмещать с семьей и поездками на дачу по выходным, то эта история может работать в условиях:  «я отшил 15 платьев себестоимостью 2500, поставил коэффициент и продал по 5000» – и она имеет право на существование. Но если вы изначально планируете покорить парижские подиумы, сделать из бренда крупный бизнес, либо создать франчайзинговую сеть или самостоятельно открыть собственную дистрибуцию в каждом крупном городе России и мира, то в этом случае нужно осознавать, что помимо себя и своей семьи придется кормить большую команду, производство и т.д.. Это всё две радикально разные стратегии бизнеса, и они требуют разное количество вложений.


Если у вас нет внутреннего ресурса заниматься юридическими вопросами, наймите себе хорошего юриста (можно на аутсорсе)

И каждый раз, когда вам придется подписывать какие-либо бумаги – зовите специалиста, пусть он разъяснит вам суть вопроса. Fashion business состоит из двух слов: fashion – где дизайн, творчество и вдохновение, и business – там, где деньги. И если вы хотите быть в модном бизнесе, то важно думать сразу про обе эти части; и оплата юриста очень сильно обезопасит вас в вопросе денег, нейминга и прав на вашу же компанию.



Советы по неймингу:

  1. Я рекомендую называть бренд своим именем, потому что так людям проще запомнить Машу Иванову, которая шьёт классные юбки, чем бренд с трудно произносимым названием или конструкцией, за которой не стоит никаких ассоциаций. Поэтому, если вы понимаете, что только вы будете дизайнером этого бренда и он будет крутиться вокруг вас, то можете называть его своим именем – это упростит жизнь вам и вашим клиентам. Даже корейские ювелирные бренды называют марки своими именами, которые никто не в состоянии даже прочесть, и им это не мешает выходить на международный рынок.
  2. Если вы знаете, что хотите быть главой компании, но в ней будет дизайн-бюро, то, с точки зрения общей этики, лучше назвать её неким нейтральным словом.
  3. Чтобы не произошло ситуаций с потерей своего имени, как случилось с брендом Alexander Terekhov, еще раз прочитайте совет про оплату юриста.



Инструменты аналитики и оценки эффективности маркетинговой стратегии. Что важно, кроме живого общения с покупателем?

Опять же, важно то, что вы решили для себя в начале пути. Исходя из этого вы будете понимать критерии: что для вас значимо и как вы будете оценивать свой рост.

  1. Допустим, вы хотите быть элитным брендом. В этом случае главный критерий оценки вашего роста – это репутация именно в том сегменте, к которому вы хотите принадлежать и именно у той аудитории, для которой вы хотите работать. Тут не так важен объем продаж, необходимо лишь не ронять его ниже определенного уровня и оставаться рентабельным.
  2. Ситуация вторая: ваша задача – распродать склад запасов за полтора месяца. Тогда вы приходите к своему маркетологу и говорите: «Делайте что угодно, но чтобы через полтора месяца здесь ничего не было». Следовательно, для вас критерии оценки маркетинга будут быстрыми и короткими.
  3. Например, для вас очень важно выстраивать долгосрочные отношения с клиентами. Тогда нужно обращать внимание на удовлетворенность клиента сервисом, на количественные и качественные показатели, на возвраты и на частоту покупок. Конечно, если выстроить отношения так, чтобы покупатель возвращался к вам снова и снова, все будут в выигрыше.

Исходя из того, как вы мыслите, какие задачи ставите себе или маркетологу, – так и будет работать ваша стратегия. Создание репутации и создание покупающей аудитории – это немного разные задачи, так как люди, создающие бренду репутацию могут не быть вашими клиентами. В конце месяца вы проходите по этим критериям и понимаете, выросли вы здесь или нет.



Что будет дальше?

В ближайшем будущем, в дестабилизированном и взвинченном мире, социальная позиция бренда будет очень важна для потенциального клиента. К сожалению или к счастью, никто не может остаться от этого в стороне. Если вы локальный бренд, то вашей аудитории необходимо соотносить себя с ценностями вашего бренда. Люди приходят к людям.
Важно помнить, что, выражая свою позицию по остросоциальным вопросам (например, ЛГБТК+, феминизм, BLM, политика), – вы несомненно рискуете и можете потерять часть своих клиентов из-за разницы в мировоззрении, но лояльность той части аудитории, с которой вы совпадете, увеличится многократно.


Визуал: Branislav Simoncik for Vogue Portugal March 2018
Маркетинг и коммуникации Прямые эфиры