Всё поменялось с появлением доступа к информации и возможности передвигаться. Раньше необходимо было съездить в Европу, чтобы посмотреть вещи, потрогать, разобраться с обработками. Эти наблюдения складывались в методики. Сегодня такой изолированности нет, и только от тебя зависит, насколько ты готов воспользоваться доступной информацией. Разница как раз в желании это сделать. Конечно, когда ты занимаешься чем-то 30 лет, тебе кажется, что ты уже знаешь всё. И может для человека, который забивает гвозди или водит трамвай – я говорю с уважением – это действительно так. Но когда это дизайн, культура, эстетика, мода – то, что является отголосками социальных процессов, – требуется непрерывная внутренняя работа, изучение, постоянное обновление.
Когда я в Москве, я встречаюсь с нашими выпускниками. Они уже работают во многих модных домах: у Ульяны Сергеенко, Терехова, Ахмадуллиной, Виктории Андреяновой, в Sorry I'm Not, Walk of Shame, Edem Couture, Ostin. Некоторые делают свои марки. Я получаю от них информацию, которую использую для сегодняшних студентов в рамках программ «Создание собственной марки» и «Коммерческая коллекция». И это очень ценный опыт. Потому что нет единого правила, есть индивидуальные особенности. На занятиях мы это проговариваем, разбираем на конкретных примерах.
В Омске в рамках семестра «Коммерческая коллекция» я вожу студентов на экскурсии в омские марки и студии: к Александру Богданову, в «Залесов и Скок» и в «Форму».
У Александа Богданова успешный бренд и интересная история создания. Он опередил своё время – cоздал фактически европейскую фабрику с уникальной технологией, где одновременно в швейный пакет соединяются текстильное полотно и трикотаж. Это очень сложная технология, таких прецедентов практически нет. Когда не было культуры потребления российской моды, ему приходилось выдавать свой продукт за европейский: была только аббревиатура, и мы сами не знали, что это омская марка. А когда узнали и нас пригласили на производство, мы удивились. Каждый раз, когда я туда прихожу и вижу всё изнутри, я по-новому восхищаюсь, потому что это действительно очень масштабно, очень качественно. К тому же он создал огромное количество рабочих мест и, когда стал афишировать себя как российский бренд, к нему пришло работать много наших выпускников. И он чётко просчитал свою целевую аудиторию: сознательно выбрал таких вот романтических девушек и женщин.
Марка «Залесов и Скок» – небольшое предприятие, тоже с самобытной историей, их целевая аудитория – мужчины. Студия «Форма» – это наши выпускники, которые основали компанию без посторонних инвестиций, с высокими профессиональными стандартами, чувством стиля и современных процессов в дизайне одежды.
Московским студентам я иногда советую сходить в КМ20, «Цветной», «LeForm», «Трафик», в Третьяковский проезд (правда, там им немного пострашнее) и изучить вещи: аккуратно вывернуть, посмотреть, как сшито. Там всегда есть, чему поучиться. В Третьяковском пафосно, дядьки в костюмах стоят, но в целом к этому относятся доброжелательно. Везде есть консультанты-фанаты: когда мы смотрели коллекцию Saint Laurent, консультант очень увлечённо рассказал про Ваккарелло, сравнил его работу с коллекциями Эди Слимана. Если один увлеченный приходит к другому увлеченному, они очень быстро находят общий язык. Однажды омские выпускники водили меня в магазин «3.14» на Трубной. Я удивилась, что некоторые студенты о таких магазинах или не слышали, или не заходят в них, кто-то побаивается. Хотя трафик там довольно демократичный. Это всё в голове, если вы хотите узнать, то пойдите и посмотрите.