ТРЕНДЫ 2020

ГОВОРИТЬ О МОДНЫХ ТРЕНДАХ СЕГОДНЯ НЕВОЗМОЖНО, НЕ АПЕЛЛИРУЯ К СОЦИАЛЬНЫМ ФАКТОРАМ. МЫ ВХОДИМ В ЭПОХУ ПОСТ-ПОТРЕБЛЕНИЯ: РЫНОК ОДЕЖДЫ ПЕРЕНАСЫЩЕН И ЕМУ НУЖНО ОБНОВЛЕНИЕ.

ТЕКСТЫ О МОДЕ
Устойчивое потребление – сегодня уже очень сильное убеждение в глобальном контексте. В этом случае показательно то, что все крупные масс-маркет бренды, с методами производства которых меньше всего ассоциируется понятие sustainable, запустили инициативы, связанные со сбором одежды на переработку и активно выпускают коллекции, сшитые из вторсырья. Можно предположить, что к 2020 году модели устойчивого производства и потребления станут доминирующими в мире.

В России ситуация с этим сложнее – несмотря на то, что люди уже охотнее покупают вещи в ресейл-магазинах, ими в первую очередь движет экономия, а не экология. Как заверяют многие владельцы отечественных ресейл-проектов, люди устали от синтетики и вещей из масс-маркета «до первой стирки», поэтому выбирают винтаж или качественные брендовые вещи второго использования.
ОБ ОСОЗНАННОМ ПОТРЕБЛЕНИИ В СОЗНАНИИ БОЛЬШИНСТВА РОССИЯН ПОКА РЕЧИ НЕТ. ОДНАКО ПРОЦЕСС ЕГО ПРОПАГАНДЫ УЖЕ ЗАПУЩЕН
Устойчивая мода подразумевает под собой и поиск новых экологичных материалов. Их разрабатывают по всему миру, и многие уже очень скоро будут запущены в массовое производство. К примеру, итальянская компания Orange Fiber разработала технологию производства текстиля из апельсинового жмыха. Существует и множество проектов, создающих ткани из других альтернативных и экологичных материалов, таких как водоросли или даже кофейные отходы. И крупные бренды уже тоже начинают интересоваться такими экологичными материалами нового поколения. К примеру, Salvatore Ferragamo в прошлом году сделали капсулу, в производстве которой использовалось апельсиновое волокно. В сегменте спортивной одежды тоже ищут новые материалы. Puma, к примеру, тестирует обувь из пинатекса – экокожи, сделанной из ананасовых листьев. В общем, процесс идёт, и к 2020 году мы скорее всего увидим в продаже некоторые из этих материалов.
Помимо экологичных материалов к 2020 году уже могут войти в более широкое применение 3D-печать и носимые технологии. Крупные спортивные бренды, такие как Nike, Puma и adidas, уже около пяти лет работают с 3D-печатью, дизайнер Айрис Ван Херпен создаёт сложные кутюрные предметы на 3D-принтерах, а такие технические бренды, как Google и Apple, активно пропагандируют носимые технологии. Однако технологичная одежда ещё не так широко распространена, как хотелось бы. Из недавних коммерчески успешных проектов можно вспомнить умную куртку Levi's и Google с кондуктивными нитями внутри, которые проводят электричество. Однако носимые технологии могут не только помогать заряжать гаджеты, но и, к примеру, менять форму одежды прямо на ходу. Но широкого применения это пока не получило. Специалисты говорят, что это дело времени. К примеру, дизайнер и популяризатор 3D-печати и носимых технологий в России Снежана Падерина говорит, что самая большая проблема носимых технологий – это пока достаточно крупные батареи. Но сейчас уже появились гибкие и плоские. И когда их запустят в производство, вполне может случиться новый технический переворот. А если учесть, что новинки техники сейчас очень быстро идут в народ, то к 2020 году вполне вероятно, что мы будем относиться к «умной» одежде, как к чему то более привычному.
ПРОПАГАНДА УСТОЙЧИВОЙ МОДЫ, НОСИМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И 3D-ПЕЧАТЬ УЖЕ В БЛИЖАЙШИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ К ПОТРЕБЛЕНИЮ ОДЕЖДЫ В МИРЕ. А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И СЕРЬЕЗНО ПОВЛИЯТЬ НА МОДНЫЕ ТРЕНДЫ.
Ко всему прочему бодипозитивизм активно набирает обороты. Эйджизм, который всегда характеризовал модную индустрию, культивирующую юность, сейчас порицаем обществом, а возрастными моделями уже никого не удивить – их снимают в лукбуках не только крупные бренды, но и небольшие локальные марки. И здесь следует говорить о культивации самобытности: все имеют право быть разными, и чем дальше, тем больше эта разность и уникальность выходит на первый план.
И если говорить о самобытности, то нельзя не упомянуть и об увлеченности миром локальными культурами. Это тоже реакция на глобализацию, которая несёт за собой некоторую культурную усреднённость. В России это особенно заметно, так как страна очень большая, и этнических групп огромное количество. И каждая из них имеет свое культурное лицо. Но эта локальность уже не может существовать сама по себе. Мы живём в информационную эпоху, и локальность должна быть встроена в глобальный процесс. Именно такое взаимодействие даёт малым этническим сообществам возможность на весь мир заявить о своих культурных кодах.


В свою очередь высокие технологии будущего особенно интересны именно во взаимодействии с архаикой, с традиционностью. И это тоже весьма sustainable, когда старые ручные самобытные и локальные техники поддерживаются высокими технологиями. Мы уже видели, как технологии уничтожают традицию. Теперь нам этого видеть не хочется. Нам хочется видеть диалог, а не конфликт. И это также связано с тем, что мир находится в предчувствии серьезных политических конфликтов.


В контексте важности нахождения культурных диалогов стоит упомянуть и о подъёме духовности. Люди переосмысляют своё отношение к религиозной культуре, ищут духовные практики. И это не только обращение к главным мировым религиям, но и увлеченность разнообразными мистическими учениями, шаманизмом и т.п. И это тоже реакция на глобальный стресс от мировых политических потрясений, от чересчур сильного информационного потока, который постоянно угрожает нас всех утопить, от экологических проблем.
ОСНОВЫВАЯСЬ НА ВЫШЕПРЕДСТАВЛЕННЫХ АРГУМЕНТАХ, МЫ ВЫДЕЛИЛИ ПЯТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ НА 2020 ГОД, А ТАКЖЕ АДАПТИРОВАЛИ ИХ ПОД РОССИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
ЭТНИЧЕСКОЕ
САМООСОЗНАНИЕ
тренд I тренд I тренд I
На фото: Jahnkoy
Тренд базируется на диалоге между локальными этническими культурами и глобальным культурным контекстом. Это могут быть пересечения со спортивным стилем, с широко известной этнической эстетикой, такой как африканская, к примеру, с субкультурами. Этот тренд свободен для интерпретаций - южное может быть перемешано с северным и дополнено кроссовками, Азия может соединяться с Австралией и отрабатываться в стритвире. В общем, этническое самосознание – это про то, как малые этнические культуры могут адаптироваться в современном мире, чтобы не остаться забытыми.
В России огромное количество коренных народностей, и культура многих неизвестна никому за пределами отдельных локальных территорий. Из них можно черпать вдохновение и соединять с казалось бы несоединимым. Визионер тренда: Jahnkoy. В стиле марки на первый взгляд парадоксальным образом соединены африканские мотивы с украинскими вышивками, и всё это – в коллаборации с Puma.
Если говорить о традиционных техниках, таких как вышивка, то сегодня в России начинают открываться для сотрудничества с дизайнерами такие исторические производства, как Ярославская вышивальная фабрика и фабрика «Крестецкая строчка».
По порядку: J.Kim, Darkfabrika, Nomad Goba, Jahnkoy, Мария Ламзина; традиционные костюмы алеутов, вепсов, саамов, ижорцев, бурят
На фото: Nomad Goba
После показа Gucci SS 2018, который был стилизован в эзотерическом ключе с большим количеством соответствующих деталей типа третьего глаза, отрезанных голов, тюрбанов, кукол вуду и магических амулетов, как будто из фильмов про колдовство 70-х годов, история про мистику стала очень актуальной.
Тренд «Мистическое мироощущение» в одежде – это оккультная бижутерия, отсылки к образам ведьм из фильмов ужасов 60-х-70-х типа «Суспирия», «Ребенок Розмари» или «Плетёный человек». Это бытовой оккультизм во всём его антураже: тюрбаны, яркий макияж, многослойность, элементы цыганского и восточного стилей, обилие драпировок. Это и увлеченность природными текстурами - мох, плесень, грибок, украшения естественных форм. Это и шаманизм, и восточные духовные практики. В общем, эклектика, замешанная на мистики в её самом широком смысле.

По порядку: Meadham Kirchhoff (FW2010), Стиви Никс, Gucci (FW2019), Теда Бара в фильме «Клеопатра» (1917), «Медея» Фредерика Сэндиса, кадр из фильма «Ведьмы» (1966), «Полёт ведьм» Франсиско Гойи, «Василиса Прекрасная» Ивана Билибина, кадр из фильма «Мешок без дна» (2017), украшения Mineralweather, Gucci (FW2019), «Моргана» Фредерика Сэндиса, кадр из фильма «Ведьма любви» (2016), Gucci (FW2019), Дарья Уркинеева
На фото: Annurclothes
Этот тренд связан с понятием «modest fashion». Это сдержанный, скромный стиль одежды, преимущественно женской, который традиционно связывают с влиянием мусульманской эстетики, её минимализмом, оверсайзом, почти полной закрытостью всего тела.

Мусульманская тема сегодня актуальна для всего мира: крупные мировые бренды, такие как Uniqlo, Nike, Tommy Hilfiger, отдают дань этой традиции; существует множество локальных марок, часть из которых делает более светские варианты, а часть – более традиционные.
Но modest fashion – это не только мусульманская одежда. Этот термин распространяется и на одежду представителей других религиозных конфессий. Если говорить о России, то это стиль православных христиан. Он конечно более свободен, чем мусульманский, но тоже отличается закрытостью, скромностью. Для женщин – это юбки ниже колена, голова, покрытая платком, умеренные цвета, закрытые руки и грудь. В российской высокой моде на этот тренд отзывается стиль бренда Ulyana Sergeenko.
В Европе усиливающееся влияние мусульманского стиля одежды можно связать с изменением культурного ландшафта из-за миграционных потоков из стран, исповедующих ислам. В России же популярность консервативной modest fashion наоборот перекликается с некоторым закрытием культурных границ.
По порядку: традиционная мусульманская одежда, Annurclothes, русский традиционный костюм (крестьяне), Ulyana Sergeenko (FW2019), Асия Бареева (керамика и дизайн одежды), Aset, Valentino (SS2018), Bella Kareema, Maleka, Cyrille Gassiline Base, Cyrille Gassiline Man



На фото: Arut Mscw
Это очередной ностальгический тренд. Увлеченность стилем 90-х сходит на нет, а так как всё циклично, за 90-ми приходят 2000-е, которые всегда эстетически воспринимались весьма неоднозначно. Мода 2000-х отличается неумеренностью фактур, цветов и деталей, где леопард соединяется с красной змеиной кожей, стразами, джинсами-клёш и золотым кулоном со своим именем, подобным тому, который носила Кэрри Бредшоу и вслед за ней – половина молодых девушек в начале нулевых. Сегодня 2000-е уже отчаянно надвигаются на 90-е, и это видно по последним коллекциям Balmain и Versace и Instagram-аккаунту Ким Кардашьян. При этом сегодняшний китч 2000-х очень ироничен по отношению к оригинальной эпохе. В общем, так его и правильнее воспринимать.

По порядку: Кристина Агилера (начало 2000-х), Versace (SS2019), Гвен Стефани (начало 2000-х), Ssanaya Tryapka (2018), Бейонсе (2018), героини сериала «Секс в большом городе», Balmain (Resort 2019), Ким Кардашьян (2018), Бритни Спирс (начало 2000-х), Arut Mscw (FW2019)
На фото: Roma Uvarov
Одно из основных направлений в трендвотчинге, которое проявляется каждый сезон – дизайн, вдохновленный художественными направлениями, будь то поп-арт, неоклассика, экспрессионизм, модернизм, сюрреализм или что ещё. Но арт-тренд 2020 года более свободен от культурных интерпретаций. И это связано с одним из главных понятий нашего времени – самобытностью.
МЫ ПОДУСТАЛИ ОТ ПОСТМОДЕРНИЗМА С ЕГО БЕСКОНЕЧНЫМ ЦИТИРОВАНИЕМ И ИРОНИЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К КУЛЬТУРЕ ПРОШЛОГО. МЫ ХОТИМ АРТА НА ЭМОЦИЯХ, БЕЗ СЛОЖНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПОДОПЛЁК, В КОТОРОМ ЕСЛИ И ИМЕЮТ МЕСТО ОТСЫЛКИ, ОНИ ТАК ПЕРЕМОЛОТЫ ЛИЧНЫМ ВИДЕНИЕМ ХУДОЖНИКА/ДИЗАЙНЕРА, ЧТО МОГУТ БЫТЬ ВОСПРИНЯТЫ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ ОТДАЛЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВДОХНОВЕНИЯ.
Арт-самобытность в одежде может выражаться не только буйством стиля, но и какой-то одной яркой и необычной деталью на вполне привычного кроя и цвета вещах. Это некий знак, выделяющий неоднозначную личность из толпы, которая не станет прикрываться отсылками к чему-то известному, но имеет смелость показать что-то новое.
По порядку: Roma Uvarov (SS2018), снимок Вивьен Сассен, GO Authentic, Loewe Man (SS2019), Walk of Shame (FW2018), снимок Петры Коллинз, снимко Джонни Дюфорта, T3CM, Balenciaga (SS2018), снимок Эстелль Ханания, Nashe, Otocyon x Асмик Мелконян
ТЕКСТ: МАКСИМ МУРАТОВ
больше о трендах и визуальной коммуникации
в самых свежих материалах Журнала Beinopen
больше о трендах и визуальной коммуникации
в самых свежих материалах Журнала Beinopen
    << Предыдущий материал

    АЛФАВИТ НОВОГО ВИЗУАЛА
    Следующий материал >>

    О ПОТЕНЦИАЛЕ ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
    «ТЕКСТЫ О МОДЕ» ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ ЯЗЫК НАШЕГО ВРЕМЕНИ, БЕЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО РАЗМЫШЛЯТЬ О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
    Подпишитесь на рассылку BE IN OPEN
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности