13 РОССИЙСКИХ
ЭКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МАРОК
В коллаже: инсталляция Tita Salina & Irwan Ahmett -1001st Island
«Экологичных» марок становится все больше – все стремятся соответствовать современной повестке, правда, иногда без каких-либо на то оснований. Но среди тех, кто только говорит о своей устойчивости, есть и те, кто делают что-то для этого по-настоящему.

Мы собрали российские марки, которые уже сегодня стараются быть экологичными, выстраивать устойчивые бизнес-процессы, вести этичную коммуникацию и работать, снижая воздействие на окружающую среду.
«Наши sustainable-практики сейчас: zero waste – ничего из текстиля и фурнитуры не выбрасывается; upcycling projest – клиент может принести вещь T.E.i в любом состоянии и мы ее примем. Из upcycling project мы собираем новые вещи – недавно вышел дроп из предметов для ухода за вещами (кофры, мешки для обуви, сумочки для украшений).

Очень хотелось бы сделать свою курьерскую доставку на велосипедах по Москве, чтобы не выделять столько CO2 и повесить датчики электричества в офисе, чтобы контролировать потребление энергии и четко понимать, какой же у нас все таки углеродный след. Сейчас, к сожалению, мы можем посчитать только примерные цифры. Хотелось бы полностью перейти на инновационные и менее вредные ткани. Но здесь возникает вопрос доступности и готовности потребителя в России платить за это, так как такие материалы обходятся значительно дороже».
«Практически на всех этапах производства мы уже смело можем назвать себя ответственными. Работая со вторично используемыми материалами и отходами, сокращаем воздействие легкой промышленности на окружающую среду, воды тратим в разы меньше, чем потребовалось бы на создание новых тканей. Планируем полностью отказаться от конвенционального хлопка в нашей базовой коллекции и подкладке, заменить его на материалы из переработанного пластика и эко-хлопок. Скоро мы анонсируем услугу по пожизненному ремонту наших изделий.

С отходами у нас все понятно – сортируем мусор тщательно, сотрудничаем с эко-такси для вывоза, а остатки тканей сдаём в «Спасибо» и «Лепту». Покупаем сырье также у них, косвенно участвуя в благотворительности. С увеличением числа продаж планируем отчислять средства в Green Peace Russia.

Также мы проводим мастер-классы – ликвидируем sustainable-безграмотность. Планируем проводить такие же и для детей».
«Наш формат – пошив на заказ. Во-первых, так мы ушли от перепроизводства. Во-вторых, мы считаем, что человек должен "пожить" с мыслью о новой вещи, понять, нужна ли она ему на самом деле. Готовность ждать, порой до 2 месяцев, говорит о том, что человек, который заказал куртку, точно уверен в своих намерениях и будет ее носить. Это ответственное отношение к потреблению.

Также, мы осознанно подходим к производству, предоставляем хорошие условия труда и заработную плату сотрудникам, щепетильно выбираем ткани и утеплитель, поставщиков, в которых уверены».

«Мы осознаем, что несем ответственность за свои действия в глобальном контексте. С 2020 года мы занимаемся развитием и внедрением экологических инициатив, и большая часть времени уходит на поиск партнеров по направлениям reusing и recycling. Наш бренд-менеджер лично курирует эти направления, интегрируя в компанию разные нововведения. Сейчас мы расширили официальную гарантию на изделия – теперь она бессрочная вместо двух лет. По ней покупатель сможет заменить фурнитуру, "донабить" наполнитель и исправить другие нюансы, возникающие при носке. Также мы сотрудничаем с фондом "Второе дыхание" – меньше, чем за полтора года нам удалось собрать целую тонну одежды: 65% отправилось на благотворительность, а 35% – на переработку.


Мы не позиционируем себя как полностью этичный или устойчивый бренд, а просто стараемся быть лучше и стремимся стать увереннее во всех процессах. По нашему опыту, вся история с sustanability очень непонятная в глобальном смысле, кажется, что нет однозначного понимания, о чем речь. Стоит отметить, что быть "эко-френдли" на 100% просто невозможно, но стремиться к максимальным результатам, однозначно, стоит».

«В первую очередь мы внедрили экологичный подход благодаря клиентам, которые приходили и спрашивали, почему у нас пластиковые пакеты, говорили, что было бы здорово запустить какую-нибудь инициативу. Через год у нас вышла коллекция из переработанного пластика с Олей Глаголевой, первым в России эко-дизайнером.

А год назад мы обустроили zero-waste корнер в магазине — тоже благодаря покупателям. Они ассоциируют нас с эко-составляющей. Так, сейчас нас просят открыть кафе здорового питания.

Мы стараемся привлекать к работе волонтеров-практикантов, чтобы сократить затраты на производство. Ребята помогают сортировать остатки тканей или нарезать материал, однако это достаточно трудный процесс. Мы мечтаем об отдельном сотруднике на sustainability-проекты — думаю, что в ближайшем будущем он появится».

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ, КАК NNEDRE ВЫСТРАИВАЮТ СВОЕ ЭКО-ПРОИЗВОДСТВО
«Так как мы upcycle-проект, то в целом все процессы у нас устойчивы. В качестве материалов для изделий мы закупаем одежду в секонд-хенде, тщательно отбираем ее, отдавая предпочтение изделиям в хорошем состоянии. Для упаковки и отправки товаров мы используем уже бывшие в употреблении бумажные пакеты и брендируем их с помощью печати штампом. В будущем мы бы хотели организовать пункт приема старой одежды, которую применяли бы в производстве вещей».
«Фабрики, которые поставляют нам деним, применяют самые передовые технологии, чтобы традиционно грязное производство денима стало более экологичным. Например, фабрика Candiani, расположенная под Миланом – это одно из самых чистых мировых предприятий по производству денима с абсолютно прозрачной цепочкой – от поставки сырья до сброса очищенных промышленных стоков.

Мы считаем, что джинсы PLNB Jeans со временем становятся только лучше, приобретают черты индивидуальности своего владельца, и заслуживают того, чтобы им продлили жизнь, если они протёрлись или немного порвались. Поэтому мы обещаем бесплатный ремонт любой пары джинсов PLNB Jeans в течение всего срока их жизни. А в случае, если ремонт невозможен или бесполезен, мы предлагаем обменять их на скидку 20% на покупку новой пары джинсов PLNB Jeans. Старую пару мы вычистим, отремонтируем и снова продадим за символическую цену или отправим на переработку, чтобы из неё получилась сумка, ковёр или обивка для мебели».
«Всё производство изделий происходит в Москве. Лишние изделия стараемся не шить – работаем с индивидуальными заказами. Материалы используем upcycle и recycle. Мы организовали сбор пластика – клиенты собирают крышки, пакеты номер 2 и 4. Мы это перерабатываем в цепи и брелоки. Объемы небольшие, но этого хватает. Пряжа в вязанных изделиях используется местного производства. Собираемся также начать работать с фабриками пряжи из Армении.

Ищем поставщиков тканей из переработанных материалов. Планируем работать с производствами в малых городах России и в Армении, поддерживать мастеров, размещать заказы на изделия ручной работы».
«Проект Pijmak с самого начала функционирует по всем принципам sustainability. Это его основа и суть. Во-первых, мы выбрали самый экологичный и устойчивый способ создания одежды – апсайклинг, причём без необходимости создавать новые ткани. Во-вторых, мы привлекаем независимых портных и ателье, которые получают оплату на уровне рынка.
В-третьих, у нас совсем нет никакой упаковки "для красоты" – только функциональный чехол, вешалка и открытка. Открытки мы нашли винтажные, с нуля их не печатали.

Также мы бережно относимся к себе. Мы стремимся к work/life балансу, бизнес растёт соразмерно нашим возможностям».
«В работе над своим брендом мы соединяем апсайкл и арт – покупаем вещи в секонд-хендах, но не перекраиваем их бездумно, а привлекаем художников к созданию из них концептуальных носимых арт-объектов. Художники расписывают вещи, делают на них принты, вышивку, деконструкцию под актуальный силуэт.

Сейчас наш бренд вырос во что-то большее. В ноябре прошлого года на дизайн-заводе «Флакон» мы открыли двухэтажное пространство, в котором продаются более 30 ресайкл и апсайкл брендов из России. У нас регулярно проходят мастер-классы по апсайклингу. Сейчас мы запускаем цикл лекций, посвященных осознанной моде и экологичному образу жизни».
«Мы создаем купальники из econyl – нейлона, полученного из переработанного пластика (выловленные рыболовные сети и отходы индустриального пластика). Наши производства находятся на Бали, а головной офис по соседству – в Малайзии. Так мы можем регулярно посещать фабрики, контролировать процесс и проверять условия труда. Все работники там получают хорошие зарплаты и имеют соцпакеты. Также эти производства поддерживают социальные инициативы, например, одна из фабрик делает пожертвования на очищение океанов.

В упаковке мы минимизировали использование пластика. На фабриках купальники упаковывают в биоразлагаемый материал из тапиоки, который растворяется при соприкосновении с водой. А при отправлении покупателям мы упаковываем купальники в хлопковые мешочки, которые можно использовать не один раз.
Мы планируем улучшить процесс транспортировки – сделать упаковку более sustainable. Сейчас мы используем стандартную упаковку DHL. Также в планах – больше работать с локальными производствами и наладить систему распространения – чтобы купальники были доступны в разных странах и чтобы люди покупали их именно на местах».
«У нас с 2014 года все заказы производятся on demand, то есть нет как такового dead stock. Дерево используется максимально экономично, практически без остатков. Из пластика остатков вообще нет, всё идёт в работу.

В будущем мечтаем о децентрализации производства, чтобы было несколько мастерских по миру и не нужно было возить туда-сюда комплектующие и материалы. Ещё есть идея сделать эко-программу лояльности, когда покупатель сможет сам выбрать, в какой фонд пойдут деньги с его покупки»
«Мы перерабатываем 98% текстильных отходов после производства партии. Заказываем электронные раскладки лекал, кроим несколько моделей из одной ткани, заранее знаем процент выпадов и отшиваем из них мешочки для упаковки изделий, резиночки для волос и косметические многоразовые диски. Кромки и текстильный брак отправляем в Питер, где они превращаются в бумагу для каллиграфии Paper Mill или оставляем в Москве для проекта Mamin Kover. Не используем пластиковую упаковку и размещаемся на локальных фабриках.

Дальше по плану решить вопрос с экологическим сбором и разобраться в Расширенной Ответственности Потребителя (РОП),чтобы ответственность за переработку ложилась не только на производителя, но и покупателя. В мечтах – открыть небольшой цех, занимающийся натуральным окрашиванием тканей и завязать это с отходами пищевой промышленности»

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ, КАК PETRICHOR ВЫСТРАИВАЮТ СВОЕ ЭКО-ПРОИЗВОДСТВО
ТЕКСТ: Максим Муратов, Саша Манакина
ВИЗУАЛ: Максим Осипов, Катя Работа
Мы поговорили с теоретиками в области устойчивого развития модной индустрии и с практиками, которые развивают свои проекты в этом контексте. На основе этих бесед мы написали ряд текстов, которые могут помочь в понимании того, как сделать свою марку одежды более устойчивой, в какую сторону настраивать процессы, что менять в цепочке производства. Чтобы ознакомиться со всеми этими текстами бесплатно, вам нужно ПРОЙТИ РЕГИСТРАЦИЮ.
[открытый материал]
Мы поговорили с теоретиками в области устойчивого развития модной индустрии и с практиками, которые развивают свои проекты в этом контексте. На основе этих бесед мы написали ряд текстов, которые могут помочь в понимании того, как сделать свою марку одежды более устойчивой, в какую сторону настраивать процессы, что менять в цепочке производства
Чтобы поменять концепцию, структуру, процессы бренда в сторону sustainability, требуется осознанный рациональный подход. С помощью экспертов мы вывели 5 основных моментов, с которых модному бренду стоит начинать свой путь к устойчивости
У вас возникло понимание, что нужно шить из чего-то экологичного. Перед вами три пути: натуральные ткани, переработанные ткани, ткани из нетрадиционных материалов. Что нужно знать о них?
Как внедрить принципы экологичности и устойчивости в уже существующие бизнес-процессы? Как найти производства? На что обратить внимание, когда только открываешь марку? Обо всем этом мы расспросили дизайнеров, которые одними из первых в России запустили эко-ориентированные марки
Экологичность и устойчивость – комплексные явления, которые меняют все бизнес-процессы, ритейл – не исключение. Выступая посредником между производителем и потребителем, ритейл способен влиять на развитие большинства областей индустрии, поэтому инновации именно в сфере розничной торговли так важны, а их потенциал – безграничен. Мы узнали, как адаптируются к главному потребительскому тренду крупные мировые ритейлеры – лондонский Selfridges и киевский ЦУМ.
В чем проблема переработки в России, возможно ли сделать из старой одежды новую и можно ли доверять контейнерам для сдачи вещей и ресайклинг-программам от масс-маркета
Мы поговорили со специалистами, оказывающими консалтинговые услуги компаниям и профессионалами индустрии моды, чтобы понять, как выстраивать экологичную коммуникацию «бренд-потребитель» и не заниматься гринвошингом
[открытый материал]
Мы собрали российские марки, которые уже сегодня стараются быть экологичными, выстраивать устойчивые бизнес-процессы, вести этичную коммуникацию и работать, снижая воздействие на окружающую среду
Мы собрали пул дополнительных материалов к нашему sustainability-спецпроекту – книги, статьи, лекции, отчеты, рейтинги, блоги, курсы, подкасты – рекомендации наших экспертов
[открытый материал]
Предлагаем проверить, насколько вы и ваш модный бизнес встраиваетесь в контекст осознанности. Вы можете бинго, повесить в офисе или над рабочим местом и зачеркивать пункты по мере их выполнения

Доступ ко всем этим материалам спецпроекта вы получите на e-mail, после заполнения формы.

Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.