Ну и пока весь этот процесс идет, приходят новые образцы следующей коллекции, начинается примерка, комментирование. В это же время шьют вторые образцы предыдущей коллекции. Потом приходят вторые образцы, и там должно быть уже минимум изменений. Принцип такой, что нельзя изделие полностью переделывать на втором образце – это лишнее время, а через год коллекция должна быть уже в магазине.
То есть нельзя выбиваться из графика?
Да, обязательно надо быть в графике, в календаре. Когда у компании запланировано, что до определенной даты надо отдать комментарии конструктору, то их обязательно надо отдавать вовремя, потому что иначе может быть задержка поставки на несколько недель. Начнется сезон продаж, а у вас товар даже до основного склада еще не дошел – это потеря денег. Тут все жестко по таймингу и по графику.
Вторые образцы, как правило, уже могут быть PPS образцами (pre-production sample). После их примерки и обсуждения всех деталей оформляется финальный пакет документации для bulk, то есть для запуска партии в массовое производство. Что можно поменять на этом этапе? Допустим, у нас было пять нашивок, но изделие получилось дороже, и нам нужно одну убрать, чтобы войти в себестоимость. И так ее убрать, чтобы изделие не потеряло свою привлекательность. Нам необходимо удалить эту нашивку из всех эскизов и из конфекционной карты, чтобы финальная документация ушла на производство идеальной, и на фабрике посчитали бы себестоимость уже без этой детали. Потому что в условиях массового производства, допустим, одна нашивка стоит 70 центов, а у нас партия в 10 тысяч изделий. Есть риск потерять большую сумму денег, если что-то упустить.
То есть экономический просчет тоже делает промышленный дизайнер?
Как правило, в компаниях есть маркетологи – они рассчитывают, сколько изделие должно стоить в магазине. И промышленный дизайнер всегда находится в рамках, которые ему ставит маркетолог.
Предположим, вы хотите сделать детскую куртку и продать ее за 18 000 рублей, а markup (коэффициент наценки) должен быть 3,5. Нужно делить эти 18 000 на 3,5. Полученная цифра и будет себестоимостью изделия. То есть получается, вам надо сделать эту куртку примерно за 5100 рублей, даже с учетом доставки. И из этой суммы выстраиваются дизайнерские возможности. Начинается поиск самого лучшего материала из доступного по цене. Тут уже необходимо учитывать его характеристики: внешний вид, способность сохранять тепло, износоустойчивость, цвет. На детской одежде обязательно должны быть светоотражающие элементы. Важно смотреть на то, чтобы все пропитки тканей были разрешены в России, потому что, в противном случае, есть риск не получить сертификат соответствия. Надо думать и о том, за что родители ребенка отдадут 18 тысяч, то есть это должна быть очень классная по своим характеристикам куртка.
При планировании коллекции я должна думать еще и о том, что покупатель увидит в магазине. Важно, как изделие будет висеть в торговом зале, на каком оборудовании, с какого ракурса на него будут смотреть посетители, как падает свет. Ведь это все влияет на то, захотят купить вещь или нет. Поэтому даже выбор цветовой гаммы я делаю, исходя из освещения магазина.