В каком состоянии мировой модный процесс и сколько слов нужно, чтобы описать 2020 год? Vetements хватило одного. Мы собрали 4О – словарик фэшн-деятеля эпохи коронакризиса. Что влияло, болело, мешало, определяло, горячо обсуждалось, стало мемом, символом, триггером, изменило моду.

#ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ МОДНОГО ВИЗУАЛА

Аа

AESTETIC SOCIETY

Теоретик цифровой культуры Лев Манович на Форуме Beinopen 2020 дал определение культурной концепции общества сегодняшнего дня:

«Aesthetic society – это общество, в котором эстетика, дизайн, художественное творчество, аутентичность и новаторство стали играть ключевую роль как символически, так и экономически. Они становятся доступными для всех, не только для высшего класса и профессиональных художников, как раньше. Процесс становления aesthetic society начинается в середине 90-х с дизайнерских отелей. Появляется журнал Wallpaper, который фокусируется на эстетике дизайна. В 97-м году в Париже открывается концепт-стор Collete, сосредоточенный на объектах дизайна и дизайна концептуального, который пропагандируется как новая ценность».

Мы живем во время, когда дизайн стал неотъемлемой частью человеческого существования, во всех его аспектах: быт, работа, отдых, общение, получение визуальной информации. У нас есть интернет – мы можем опереться на огромное количество образцов и мнений культурных авторитетов. У нас есть искусственный интеллект, который может выстраивать любые рекомендательные алгоритмы, работающие на обогащение культурного багажа. У нас есть глобальные и широкодоступные производители эстетически приемлемых дизайнов для массового потребления, такие как IKEA и Uniqlo. В конце концов, у нас есть фильтры в Instagram, которые делают наши фотографии «приятнее глазу». Мы максимально погружены в эстетику. Мы – аesthetic society.
АФРИКА
Сегодня, когда границы закрыты и культура фрагментирована, сложно представить даже возможность новой волны – какого-то сильного влиятельного визуального кода. Особенно после того, как с каждым годом ускоряющуюся сменяемость циклов «новое-старое» радикально замедлила пандемия.

Однако последнее время складывается ощущение, что новая волна возможна. И ее стоит ждать из Африки. Первая весточка: в начале этого года, еще до пандемии, широко заговорили о новых африканских дизайнерах. Повод: берлинскую Неделю моды Mercedes-Benz открыл совместный показ четырех дизайнеров из ЮАР: Рича Мниси, Клайва Рандла, Флойда Манотоано и Лазенн Вивье. За этим последовала большая публикация в Vogue и еще два инфоповода. Во-первых, в финал конкурса International Woolmark Prize, ориентированного на sustainability, вошли три африканских дизайнера: Тэбе Магугу из ЮАР, Кеннет Изе из Нигерии и франко-марокканская марка Casablanca. Во-вторых, Farfetch заявили, что будут поддерживать молодые марки из стран Африки.

В 80-е моду напитала авангардная японская волна. В 2010-е – мода испытала влияние эстетики Восточного блока. Локальные африканские истории вполне могут стать новыми донорами моды.

АКСЕЛЕРАЦИЯ
В этом году Институт Beinopen (см. букву И) наглядно доказал, что принцип «выжить и вырасти» в модной индустрии реально воплотить даже в непростом 2020-м, а кризис – лучшее время, чтобы пересмотреть ассортимент, стратегию развития, визуал. Именно это мы и предложили сделать производствам-участникам программы акселерации. Институт Beinopen привлек модных маркетологов, арт-директоров, фотографов и стилистов, чтобы трансформировать сильные, но неизвестные на рынке производства в узнаваемые бренды. Первую, тестовую программу акселерации уже реализовали в Ульяновске, в конце декабря – презентовали программы развития для Иваново, на очереди Калининград и еще 8 регионов. Есть ощущение, что в 2021 году нас всех ждут великие дела и еще больше сильных локальных брендов.
Бб
BLACK LIVES MATTER
Несмотря на запреты массовых мероприятий и опасность распространения коронавирусной инфекции, летом 2020 года улицы многих стран были переполнены людьми. После убийства полицейскими афроамериканца Джорджа Флойда Америку захватили протесты против расизма, сделав BLM – крупнейшим социальным движением в истории страны. Однако митинги вышли за географические пределы Соединенных Штатов. Новая социальная природа моды во всем мире не осталась равнодушной и отреагировала новой волной африканской моды, усилением diversity, освещением протестных событий в фэшн-изданиях и появлением «черных квадратов» в знак поддержки и солидарности в соцсетях деятелей моды.

БЕЗРАБОТИЦА
За время пандемического кризиса в России было уволено 3,5 млн человек – и это только по состоянию на июль 2020 года. С начала карантина слухи об увольнениях в компаниях и брендах то и дело появлялись в телеграм-каналах. И если с кем-то расставались по соглашению сторон, то другим не выплачивали положенные компенсации или увольняли одним днем. Так, в марте 12Storeez расстались с 30 сотрудниками по соглашению сторон, чтобы преодолеть кризис, но сохранили оклад для работников розницы. Aizel же провели массовые сокращения, а вместо выплат выдали сертификаты на покупку в размере двух окладов.

А совсем недавно появились слухи о массовых увольнениях IT-специалистов в Wildberries: в конце ноября руководительница группы мобильной разработки Татьяна Аверьянова рассказала о массовых сокращениях в компании. По заявлениям бывших сотрудников, маркетплейс расставался с целыми отделами, объясняя ситуацию закрытием неудачных проектов. В комментарии vc.ru Wildberries опроверг слухи, заявив о 300 открытых вакансиях.

2020 год вышел трудным для индустрии в целом, что же говорить о выпускниках школ дизайна. 1Granary и Pinterest объявили о запуске платформы для молодых дизайнеров, где начинающие специалисты смогут разместить портфолио и поделиться идеями, а работодатели и стилисты – получить доступ к глобальной базе новых талантов.

БЕЗОПАСНОСТЬ
С самого начала пандемии главные мировые бренды участвовали в обеспечении всеобщей безопасности. Одни жертвовали миллионы на исследования, другие помогали строить новые больницы, а третьи переконвертировали своё производство и вместо сезонных коллекций шили маски, изготавливали антисептики и защитную одежду. 15 марта владелец LVMH Бернар Арно объявил, что на трех фабриках холдинга во Франции, где прежде делали духи и косметику Christian Dior, Guerlain и Givenchy, будут производить антисептические гели. 18 марта Prada начали производство медицинских комбинезонов и масок для медицинского персонала по запросу властей Тосканы. 23 марта концерн Kering выступил с заявлением о готовности швейных фабрик начать изготовление масок. И это только самое начало списка.

Но с развитием диджитализации во время первого локдауна появилась ещё одна проблема, которой Krakatau и Лаборатория Касперского посвятили коллаборацию – кибербезопасность. Это предполагает повышение уровня цифровой грамотности – защиту собственного цифрового профиля, внимательное отношение к руководствам и соглашениям в приложениях и публикации фотографий в соцсетях.
Гг
ГЛЯНЕЦ (МЕНЯЕТ ТОН)
Перед сокрушительной волной социальной повестки и влияния COVID-19 не устоял никто – даже непоколебимый российский глянец. Оказалось, что без эмоциональной связи с читателями в обеспокоенном 2020-м можно потерять даже отлаженный механизм рекламных публикаций. Коммуникации требовали изменений. Теперь на страницах отечественных изданий все чаще можно встретить локальные бренды и небольшие марки. На смену требованиям соответствовать стандартам приходят принципы разнообразия и инклюзии. Да и вручение различных премий не зиждется лишь на медийной власти кандидатов. В Vogue Russia снимают героинь со шрамами, Glamour лишает Регину Тодоренко за мизогинные высказывания премии «Женщина года» и расширяет номинацию для политологов, руководителей НКО и правозащитниц.

ГИБРИДНЫЙ МОДНЫЙ ПРОДУКТ
К 2020 году мировая индустрия подошла с огромным грузом перепроизводства. Материальная составляющая модного продукта начала терять былую ценность. На первый план вышло сообщение вещи. Привить своему продукту облако смыслов, наделить его собственным голосом и способностью к обмену данными – главная задача игроков модного рынка 2020 +.

Предмет моды будущего будет иметь гибридную природу – материальный объект, сращенный со своим информационно-смысловым облаком из цифрового мира. Это «личность вещи». И чем ярче и детальнее она будет, тем больше шансов у бренда выиграть конкуренцию в игре под названием Attention economy. Гибридный модный продукт должен рассказывать всё о себе и своем создателе: о культурных кодах и смыслах, о социальной ответственности бренда, а также максимально прозрачно – о том, как, кем, из чего, при каких условиях вещь была произведена вещь и сколько будет разлагаться.

Но гибридный модный продукт может производиться только при глубокой интеграции в процесс всех игроков рынка. Модный рынок будущего – это экосистема, объединяющая креативную индустрию, ритейл, легпром и IT&Digital. Мы назвали эту систему WearNet. Ее создание и приведение в жизнь – одна из главных задач Института Beinopen. Весь 2020 год мы в содружестве с НТИ (Национальная техническая инициатива), занимались разработкой WearNet и искали пути и возможности для ее реализации в ближайшем будущем. Которое, впрочем, уже наступило и берут туда только тех, кто открыт новому.

ГЕЙМИФИКАЦИЯ
В том, что многие бренды перешли из нестабильного реального мира в цифровое пространство, нет ничего удивительного. Кажется, что и бренды, и потребители там крепче стоят на ногах. Новые цифровые возможности приводят к творческим решениям в маркетинге, дизайне и к новым источникам доходов в индустрии. Ralph Lauren создал брендированную одежду для Snap Inc; в рамках сделки между Louis Vuitton и League of Legends были введены внутриигровые костюмы, разработанные креативным директором Николя Жескьером, как бонус к реальной капсульной коллекции; Valentino, Marc Jacobs выпустили коллекцию для Animal Crossing, а Net-a-Porter в Китае внедрили технологию, где с помощью QR-кода в игре можно выйти в магазин Tmall и купить понравившуюся вещь. Бренд Collina Strada пошёл дальше и через геймификацию своей новой коллекции, поднимает проблемы глобального потепления. Жирную черную точку поставили Balenciaga игрой The Age of Tomorrow, где мы все – главные герои картины разложения мегаполиса, а аватары, окутанные в последнюю коллекцию бренда, больше напоминают постоянно разговаривающих по телефону призраков.

Дд
ДОМАШНЕЕ
2020 год прошел под девизом «stay home». С наступлением локдауна креативные команды перешли на домашние съемки, а дальновидные бренды сделали ставку на домашнюю одежду – пижамы, халаты, костюмы из футера. За неполный первый месяц локдауна (30 марта-15 апреля) Wildberries отчитались о росте продаж пижам – на 160%, а пеньюаров – на 140%, на Ozon за весь период локдауна женская домашняя одежда выросла на 720%. На Lamoda – мужская домашняя одежда в 2,8 раза.

Тенденция на околоспортивное, домашнее, комфортное заставила задуматься о пересмотре ассортимента глобальные бренды и коснулась локальных марок (как-то раз наш редактор Таня насчитала в ленте Instagram около 20 постов с трикотажными костюмами за пару дней). Но пока одна из самых удачных попыток синтеза домашнего с собственной идентичностью, на взгляд редакции, – это недавний shocking pink Jacquemus.

BoF-McKinsey The State of Fashion 2021 предрекает, что тенденция к домашней и повседневной одежде, которая уже существовала до пандемии и усилилась в течение этого года, вероятно, станет доминирующей во многих модных категориях в 2021 году.
DIGITAL
«До пандемии большинство не понимало необходимости изменений в отрасли: наши виртуальные показы мод в Париже казались довольно спорными для многих. В 2020 году это делают все», – говорят Анн-Бритт Диттмар и Карина Букспун, основательницы виртуальной платформы TrashyMuse. COVID-19 ускорил развитие digital-технологий и, что важнее, их повсеместное использование. Удаленные съемки кампейнов и лукбуков, презентации коллекций в Zoom, fashion-фильмы и виртуальные показы быстро покорили аудиторию брендов, но запомнились только самые интересные. К сожалению, не все марки смогли быстро сориентироваться и представить новые коллекции онлайн — все же внедрение новых технологий требует финансовых вложений.

Тем не менее, тренд отразился и на модном визуале: активные эксперименты с digital-эстетикой в этом году проводили Fakoshima, Ttswtrs, Ksenia Schnaider, Turbo Yulia и многие другие.

Ее
Е-COMMERCE
В России число тех, кто хотя бы один раз совершил онлайн-покупку, приблизилось к 60 млн человек против 47,2 млн в 2019 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли. Потребители открыли для себя новые бренды, которые смогли обеспечить достойный онлайн-сервис и доставку в период локдауна, и готовы продолжать покупать онлайн.

По данным Criteo, во время карантина 50% скачали как минимум одно новое приложение для шопинга и планируют использовать этот формат для покупок в долгосрочной перспективе. «Сегодня покупатель обратит внимание в первую очередь на магазин, у которого есть приложение. В августе 2020 года 63% онлайн продаж проходили через приложения», – рассказала на Форуме Beinopen Анастасия Табунова, Head of Agency Partnership Russia в Criteo.
Зз
ZOOM
Про вынужденный локдаун-тренд на zoom-съемки мы уже рассказывали – он довольно быстро сошел на нет, как только у креативных команд появилась возможность устраивать полноценные съемки. Тем не менее, из нашей повседневной жизни Zoom, кажется, уже не уйдет даже вместе с защитными масками. За время локдауна бренды и компании смогли перестроить процессы и перенесли коммуникацию в Zoom – сначала вынужденно, но уже сейчас, согласно отчету The State of Fashion 2021, около 90% руководителей ожидают, что гибридный способ работы станет новой нормой в 2021 году.
ЗАЩИТА ДАННЫХ
Если для близких к вопросам информационной безопасности тема защиты данных была трендом еще в 2018-19 годах, то безжалостный 2020-й толкнул в информационную бездну всех: как владельцев бизнесов, так и их клиентов.

Только в первом полугодии 2020 года данные в том или ином виде утекали у 91% российских компаний. Мировая статистика не лучше. Пострадали как небольшие компании, так и мастодонты: Joom, Facebook, Instagram, Linkedin, Twitter, Weibo, Estee Lauder, Avito и другие. По данным StormWall в период с февраля по сентябрь 2020 года число DDOS-атак на интернет-магазины одежды увеличилось в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

78% пользователей рунета столкнулись с проблемами кибербезопасности в 2020 году. Самые распространенные – это взлом почты, персональной страницы в соцсетях или личного сайта.

Коронакризисный уход в онлайн закономерно вызвал всеобщий интерес к вопросу безопасности в сети. Владельцы бизнесов обеспокоены защитой своего бизнеса в условиях удаленной работы и роста онлайн-продаж, а клиенты — безопасностью своих данных, попадающих к бизнесам. Исследование Salesforce «State of the
connected customer» говорит, что 71% клиентов изменили свое отношение к вопросу использования их персональных данных бизнесами. Согласно исследованию ВЦИОМ, 60% россиян изучают условия использования интернет-сервисов.

Ии
ИНСТИТУТ BEINOPEN
Идея этого проекта пришла в середине 2019 года, когда редакция Beinopen отправилась с лекциями на Гастроли по России. Мы увидели, что в регионах есть и молодые креативные ребята, и мощные производства. Потенциал есть, нужна модернизация, понимание механизмов современной индустрии. Так возникла необходимость в Институте, который смог бы объединить возможности легпрома с знаниями и навыками передовых специалистов креативной индустрии и с опытом высокотехнологичных стартапов.

В сентябре 2020 года Институту Beinopen исполнился год. К этому времени был успешно завершен первый эксперимент – акселерация модных брендов в Ульяновске (см. букву А). Параллельно эксперты Института вместе с сообществом профессионалов работают в группе НТИ 2.0 над проектом WearNet, цель которого – объединить креативную индустрию, ритейл, легпром и IT&Digital в одну цельную экосистему, способную производить модный продукт будущего – гибрид (см. букву Г).
Кк
КОРОНАКРИЗИС
С середины марта компании и бренды старались поддерживать деятельность, так как пандемические ограничения, временное закрытие торговых пространств и безработица привели к заметному падению доходов. В этом году закрывались любимые бренды: банкротство коснулось не только локальных марок, но и крупных международных компаний, включая Arcadia Group, J.Crew, J.C.Penny и многих других.

Активному восстановлению, которое началось в третьем квартале и продолжалось большую часть четвертого, помешало замедление продаж и повторное введение ограничений из-за второй волны пандемии. Для поддержки малого бизнеса в период пандемии Instagram запустил наклейку в историях — с ее помощью пользователи могли порекомендовать подписчикам любимые бренды. Тем маркам, которые все еще с нами после девяти месяцев коронакризиса, удалось выжить благодаря поддержке комьюнити: многие искренне писали о трудностях и просили о помощи, предлагая в обмен на поддержку специальные предложения. Бизнесы, наконец, перешли в онлайн: от скорости перестройки процессов и качества сервиса и доставки зависело всё. Согласно отчету Salesforce, 88% покупателей ожидают от брендов активного перехода в digital-среду и развития в этом направлении.
КМ-20
Сторис, где владелица КМ20 Ольга Карпуть пророчит не самое светлое будущее российскому дизайну, стало мемом настолько же быстро, насколько после «с ничего ничего и не будет» изменился бренд-лист концепт-стора. В новом сезоне в КМ20 впервые появились талантливые российские бренды и проекты (Гоша Рубчинский не в счет, все же это CDG). Среди них – J.Kim, Vereja, Bogema Leningrad, CH4RM. Хочется верить, что люксовый ритейл наконец обратит внимание на локальные бренды – и тренд, и импортозамещение, и support local.
Лл
ЛОКАЛЬНОСТЬ
Локальность – один из трех главных социальных трендов современной моды, наравне с diversity и sustainability. Частные, личные, национальные истории вызывают больший отклик у аудитории, которая ждет искренности и самобытности. Это реакция на глобализацию, которая с начала 2000-х и до середины 2010-х смывала различия и формировала универсальные формы и смыслы.

Культурная картина мира сегодня – лоскутное одеяло. На глобальном полотне есть место всем локальным лоскуткам. Потенциально востребованный на мировом рынке модный продукт сегодня часто говорит на уникальном локальном языке, будучи при этом встроенным в понятную миру ассортиментную матрицу.

ЛЮКС
Новый образ жизни потребителей, продиктованный пандемией, негативно повлиял и на мировой рынок товаров и услуг класса люкс. Эксперты прогнозируют рекордное падение рынка на 23% в 2020 году. И это несмотря на оптимистичную картину в плане онлайн-продаж: доля онлайн-дистрибуции в общем объеме продаж выросла с 12% в 2019 году, до 23% в 2020-ом – с 33 до 49 млрд евро.

По данным отчета Worldwide Luxury Market Monitor консалтинговой компании Bain & Company и ассоциации производителей Fondazione Altagamma, сильнее всех пострадал рынок в Европе: поток туристов резко приостановился, что привело к обрушению рынка на 36%, до 57 млрд евро. Ущерб понес и американский рынок, но не столь значительный – эксперты зафиксировали снижение на 27%, до 62 млрд евро. Чтобы возместить потери, люксовые бренды несколько раз повышали цены на некоторые товары – чаще всего на популярные сумки и изделия из кожи.

Единственный регион, где рынок люксовых товаров покажет рост, – Китай: на 45% по сравнению с прошлым годом, до 44 млрд евро. Все потому, что китайская экономика сумела быстро восстановиться, а внутренний спрос на люксовые товары способен компенсировать снижение продаж, вызванное сокращением потока иностранных туристов. По данным Bain & Company, на китайских покупателей к 2025 году будет приходиться около 50% всех покупок люксового сегмента. До пандемии этот показатель держался на уровне 35%.
Мм
МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
На фоне серьезных потрясений 2020 года у многих людей проявились новые или усугубились уже имеющиеся психологические проблемы. Вынужденная изоляция от других людей, высокая заболеваемость по всему миру, падение доходов и страхи за будущее негативно отразились на состоянии ментального здоровья.

Витающая в воздухе тревога нашла выражение и в модной повестке. Медиа стали чаще выпускать материалы поддержки и рассказывать о важности сохранения эмоционального баланса, а бренды –смелее говорить о диагнозах. При этом токсичную атмосферу работы в моде тоже не оставили без внимания – особенно, когда на тему ментального здоровья стали появляться новые съемки. Ключевым событием стал июльский номер Vogue Portugal – The madness issue, вышедший с чересчур достоверной обложкой, напоминающей сцену из психиатрической лечебницы. Теперь перед модой стоит сакраментальный вопрос: должна ли она говорить о психологических проблемах или сначала перестать становиться их источником. Кстати, в одном из эфиров уходящего года мы тоже попытались разобраться в этом вопросе.

МАСКИ
Если в предыдущие годы в наших алфавитах оказывались лишь инстаграм-маски, то теперь их потеснили маски медицинские – на производство тканевых масок моментально переключились фабрики, потерявшие заказы. Вокруг тех, что стали выпускать дизайнеры, разворачивались целые дискуссии – в основном о том, как сильно эстетике проигрывает качество. Сегодня маска уже стала привычной позицией в ассортименте бренда одежды. И пока непонятно, как долго еще она будет самым актуальным аксессуаром.
МАРКЕТПЛЕЙСЫ
Рынок маркетплейсов за год сильно вырос. По данным Ассоциаций компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка интернет-торговли показал рост до 1,654 трлн рублей за первое полугодие 2020 года. В условиях закрытия офлайн-магазинов и повышенных требований к сервису потребитель отдавал предпочтение Wildberries, Ozon, Lamoda и другим маркетплейсам, готовым быстро и дешево доставить любой товар.

В этом году завидным количеством инфоповодов отличился AliExpress, сделав ставку на налаживание контактов с российским модным комьюнити: от организации совместного показа с российскими марками под кураторством Игоря Андреева до бизнес-конференции AERO Conference и документального фильма о российских предприятиях – «Гусевском хрустальном заводе им. Мальцова», «Дымов керамике», фабрике «Елецкие кружева» и дизайнере Варваре Зениной.
МАСКУЛИННОСТЬ (НОВАЯ)
В конце 2019 года мы выпустили текст «”Новые мужчины” в моде, поп-культуре и жизни», описывающий процесс становления так называемой «новой маскулинности»:

«Происходит так, что новая поп-культурная эпоха эти иерархии двигает — в публичное поле выходят мужские типажи, которые прежде были маргинальными: не боящиеся своей чувственности, не избегающие ее, экспериментирующие и ищущие, и в этом откровенно и даже агрессивно сексуальные — и в этом же получившие силу»

2020 год подтвердил и закрепил эту тенденцию. Примета времени – яркий лак на ногтях, который так любят новые реперы, и который популяризирует Юрий Дудь, меняя тревожный ярлык «Не по-мужски» на утешающий образ «татуировок на ногтях». Еще одна когнитивная перемена – жемчуг перестает ассоциироваться только с феминным. Интересно, что в массовую мужскую моду жемчужные ожерелья вошли в первую очередь не на Западе, а в Китае.

Нн
GEN NOVEL
Поколение N ­­– это появившийся в 2020 году растущий сегмент потребителей из разных поколений, предпочитающих цифровые технологии и озабоченных разрушительными последствиями COVID-19. В совокупности, поколение N представляет собой активного интернет-потребителя (по выбору или из-за обстоятельств), решения которого теперь также зависят от факторов стресса, чувств и последствий глобальной пандемии. При этом Gen N в разы требовательнее к брендам не только в отношении сервиса и удобства, но и транслируемых ценностей и политики компании.

О том, чем живет и как мыслит это поколение, мы рассказывали здесь.

НЕДЕЛИ МОДЫ
В феврале никто не мог и подумать, что видит последние сезонные показы в привычном формате. Уже через пару месяцев ведущие модные дома изменили их структуру – Gucci сократили показы до двух внесезонных в год, а Saint Laurent объявили, что будут выпускать коллекции в своём собственном режиме.

Редкие оффлайн-шоу, которые Jacquemus, Dolce&Gabbana, Etro, Louis Vuitton всё же провели, скорее напоминали виртуальные симуляции без зрителей, Tik-tok мемы и комментарии в Twitter с места событий. На их место пришли видео-презентации Burberry, документальные фильмы Maison Margiela, Zoom-конференции Prada, подарочные боксы Loewe – но это всё показало очень низкую вовлеченность, что сильно повлияло на прибыль.

С другой стороны, недели моды с каждым годом наносят всё более ощутимый урон природе – согласно отчету Ordre, одни только байеры и дизайнеры выделили 241 000 тонн выбросов CO2 в год. Этой энергии было бы достаточно, чтобы освещать Таймс-сквер целых 58 лет.
Оо
ОБРАЗОВАНИЕ
Год оказался щедрым на образовательные проекты, так как в начале карантина многие платформы таким образом пытались поддерживать «скучающую» на карантине аудиторию. Institut Francais de la Mode подарил всем желающим 4-х недельный курс Understanding Fashion о философии и бизнесе в индустрии, Sarabande foundation открыли доступ к лимитированным лекциям, 1granary запустили проект в поддержку выпускников дизайнерских программ «Designers to hire», а итальянская школа Polimoda анонсировала запуск стипендиальной программы на 2020–2021 учебный год с фондом в два миллиона евро на обучение в магистратуре.

Что в России: в 2020 команда Beinopen начала сотрудничать с онлайн-университетом Skilbox и делает для площадки уже третий курс о моде. Бренды тоже начали запускать образовательные программы. К примеру, создатель «Волчок» Вася Волчок-Русакович проводит интенсивы по запуску собственного бренда, NNedre в декабре организовали проект для начинающих предпринимателей в творческой сфере, а основатель St. Friday Socks Сергей Тонков запустил бесплатный курс по маркетингу для брендов.
ОМНИКАНАЛЬНОСТЬ
В России появился первый рейтинг омниканальности от IT-интегратора AWG и аналитического агентства DataInsight, в который вошли 100 наиболее успешных по продажам на рынке ритейлеров, однако среди них нет маркетплейсов и других компаний, которые активно развивают только онлайн или офлайн. Несмотря на субъективность рейтинга, само его появление отражает важность омниканальности. Все больше людей использует омниканальность при касаниях с брендом. В среднем потребители используют девять каналов, среди наиболее популярных — e-mail, телефонные звонки и личное общение, а также мессенджеры и социальные сети. Любопытно, что, согласно рейтингу, всех переиграл Adidas — вместе с магазином «Все инструменты» он занял лидирующие позиции.

Пп
ПОЛИТИКА
Этот год был богат на события, несмотря на парализовавшую целые страны пандемию. В Америке и России произошли изменения во власти: у нас – внесены поправки в Конституцию, ознаменовавшие обнуление власти действующего президента и дающие ему возможность баллотироваться снова и снова после 2024 года. Российская модная индустрия ответила молниеносно: фавориты – домашние тапочки для похода на голосование (напомним, что изменения в Конституцию вносились в разгар коронавируса), футболка с говорящим принтом о коллективном светлом будущем и рассылка от бренда Avgvst с кратким ликбезом по части голосования за поправки от политолога Екатерины Шульман.

В Америке уже под конец года произошло то, что российскому человеку трудно понять – президентские выборы закончились сменой власти. Но перед тем, как это произошло, предвыборная гонка сопровождалась гонкой модной – бренды, в том числе даже косметические, выпускали продукцию с призывом голосовать. И, кажется, у них получилось.



ПРЯМЫЕ ЭФИРЫ
Столько прямых эфиров, как весной 2020-го, инстаграм не видел никогда. Онлайн вышли все – основатели и сотрудники брендов, редакторы и фотографы. Пользователи обучали, выпивали, красились и болтали на камеру. Казалось, дистанция между производителями и аудиторией максимально стерлась. Правда, от эфиров быстро наступила усталость.

Ответом редакции на локдаун стал запуск Антикризисного штаба – каждый день мы встречались в эфире Instagram с представителями индустрии и вместе пытались разобраться в том, как бизнесу нужно меняться в новых реалиях. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить всех, кто открыто делился опытом и пытался не бояться вместе с нами. А всем, кто по каким-то причинам пропустил эти исторические эфиры – предлагаем посмотреть в igtv знаменитую дискуссию Леши Баженова с Покрасом Лампасом, а дальше – выбирайте по интересам: фотографы, дизайнеры, стилисты, маркетологи, ритейлеры и многие другие

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ КОНТЕНТ (UGC)

В конце июня Dazed выпустил исследование The Era of Monomass – о том, как изменится массовая культура, а вместе с ней мода, бренды, медиа, бизнес, связи в обществе и оно само. Важный тезис этого исследования, сформулированный за пару месяцев работы брендов в период локдауна: модель потребления и создания контента меняется, мы входим в эру user generated content (пользовательский контент).

Из сугубо маркетингового термина, определяющего инструменты вовлечения аудитории в соцсетях бренда, UGC вырастает до полноценной контентной стратегии. Бренд и его комьюнити становятся равноправными создателями контента. Вместо конкурсов репостов теперь – творческие челленжди, вместо студийных кампейнов – фото от фолловеров.
ПОТРЕБЛЕНИЕ
В этом году произошли радикальные изменения в образе жизни потребителей. По результатам опроса Nielsen, 76% опрошенных потребителей изменили привычки, связанные с хобби и потреблением контента. Большинство привыкло к онлайн-шопингу, включая тех, кто предпочитал офлайн до пандемии. Согласно отчету Salesforce о потребительском поведении, 88% респондентов ожидают от брендов активного перехода в digital-среду и развития в этом направлении. Потребителям интересны новые цифровые форматы: возможность увидеть товар в деталях и виртуальная примерка перед покупкой, а также ощущение личного общения при помощи консультанта в онлайн-формате.

Кризис подорвал доверие покупателей к брендам. Люди ждут больше искренности и честности от компаний. 78% покупателей считают, что кризис должен подтолкнуть бренды к тому, чтобы становиться лучше. В первую очередь, это касается экологичности, а также социальной ответственности. 62% клиентов утверждают, что перестали покупать товары компании, чьи ценности перестали совпадать с их личными.
Рр
РОССИЯ КРАСИВА
С этими словами шеф-редактор Beinopen Катя Работа вернулась с первых «Гастролей» Beinopen в Ульяновске в прошлом году. В 2020-м список городов, куда мы ездили с лекциями и за новыми знакомствами, сильно расширился, а в ряде регионов «Гастроли» стали началом долгого и плодотворного сотрудничества. В Ульяновске и Иваново Институт Beinopen провел программу акселерации брендов, в Калининграде запустил проект «Классстер». В планах – дальше и больше. Как показал опыт, в условиях закрытых границ в России можно не только путешествовать, но и модернизировать фабрики, создавать современный конкурентоспособный модный продукт и между делом стать супергероем.

Сс
СКИДКИ
Доходы россиян резко упали, и многие начали экономить. По данным Сбериндекса, в 2020 году потребительский спрос упал на 5,8% г/г за счёт сокращения потребления услуг. Покупательская способность населения снижается, поэтому ритейлеры до конца года придерживались политики сдерживания роста цен и использовали скидки и акции для привлечения потребителей.

По словам Анны Лебсак-Клейманс, генерального директора Fashion Consulting Group, перекормленный скидочным предложением покупатель все меньше реагирует на скидки: для 93% покупателей скидка 10% вообще не имеет значения, а для половины покупателей скидки менее 30% не воспринимаются как дополнительный стимул к покупке.

СЕРВИС
Локдаун изменил предпочтения потребителей. Выросли требования клиентов к онлайн-сервису и доставке. Брендам и ритейлерам пришлось в сжатые сроки перестраивать рабочие процессы и логистику, покупателям — ждать заказы дольше положенного из-за повышенного спроса. Тем не менее, именно благодаря онлайн-продажам ритейлу удалось выжить, а «чистым» онлайн-игрокам — вырасти: так, Wildberries по итогам девяти месяцев увеличил оборот на 104%, до 285,6 млрд рублей. По данным отчета Salesforce, 91% клиентов склонны совершить повторную покупку, если получают хороший сервис, а 78% готовы простить бренду недочеты и ошибки, если сервис будет на высоте.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА
Последние несколько лет мода становилась все более вовлеченной в социальные проблемы и использовала свои ресурсы, чтобы высказаться о наболевшем. И к 2020 году индустрия подошла с четким списком общественно важных тем, на которые мода теперь должна реагировать. Интенсивность событий этого года все больше стимулировала потребителей ожидать от дизайнеров, брендов, модных домов и издательств проявления четкой позиции по всем вопросам. Мода закрепила за собой функцию социального высказывания, но не всегда честного. Желание повлиять на общественные процессы стало обязательным выполнением новых нормативов – и превратилось в маркетинговую стратегию, которая, к слову, отлично работает. Пандемия коронавируса, конфликт между США и Ираном, взрыв в порту Бейрута, Брексит, внесение поправок в Конституцию, дело активистки Юлии Цветковой, протесты в Беларуси, пожары в Австралии, экологическая катастрофа на Камчатке, BLM, конфликт в Нагорном Карабахе, выборы президента США, отравление Навального – все это и многое другое не только случилось за 2020 год, но и нашло отражение в моде.

Тт
TIKTOK
В этом году TikTok скачали даже те, кто ранее считал это приложение бессмысленным.
К началу 2020 года по данным Sensor Tower TikTok набрал два миллиарда скачиваний, к концу первого квартала — еще 315 миллионов. По советам как инфлюенсеров, так и простых пользователей скупается все: от чистящих средств и товаров для дома до одежды для котов и бьюти-товаров — социальная сеть стала источником вдохновения для миллионов.

Люксовые бренды начали активно запускать челленджи, но лучше всего заходили в «реки» тренды, которые начинали сами пользователи. Так, тиктокеры вдохновились кардиганом от J.W. Anderson, который однажды надел на репетицию исполнитель Гарри Стайлз, и начали вязать его копии. Тренд #HarryStylesCardigan набрал более 45 млн просмотров, J.W. Anderson выпустили отдельный тьюториал и поделились выкройкой, а сам кардиган стал экспонатом в лондонском Музее Виктории и Альберта.

Уу
УСТОЙЧИВОСТЬ
В 2020 году экологией озаботились все: от конгломератов LVMH и Kering до масс-маркета и нишевых брендов. Слова «устойчивое развитие», sustainable и eco-friendly стали появляться в каждом пресс-релизе марок, и если для одних – это реальный способ скорректировать свои производственные и бизнес-процессы, то для других – возможность продать то, что плохо лежит.

Опросы показывают, что сегодня вопросы экологии и влияния модной индустрии на окружающую среду – основополагающие для поколения Z и миллениалов. Создание вещей из переработанных материалов – один из путей снизить негативное воздействие на экологию. Однако многие «экологичные» программы брендов реализуются только на словах – чего стоит расследование программы переработки H&M от Елены Володиной или отчеты организации Remake, согласно которым те же H&M и Uniqlo оказываются внизу рейтинга.
Фф
ФОРУМ ОНЛАЙН
В 2020 году мы впервые провели форум Beinopen в онлайне. С одной стороны, без офлайна, встреч, знакомств – грустно и непривычно, с другой – в этот раз к нам присоединилось рекордное количество спикеров (90+) не только из России, но и из Франции, Великобритании, США.

Планируя офлайн-форум еще до пандемии, мы собирались поговорить о будущем моды, но будущее наступило раньше, и модным бизнесам во всем мире пришлось к нему адаптироваться. Как проходит эта адаптация, какие стратегии пересмотреть, как трансформировать продукт и наладить новые каналы сбыта – обо всем этом внезапно наступившем будущем был Форум Beinopen в этом году. Если вы его пропустили – смотрите открытые лекции или получайте доступ к видеозаписям всех 5 дней (мамочки, как мы это сделали).
Цц
ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА
Объемы производства модной индустрии ежегодно вырастают на 2,7 %, в то время как перерабатывается менее 1% продукции, согласно отчету The State of Fashion 2021. По мнению экспертов, внедрение принципов циркулярной экономики (или экономики замкнутого цикла) поможет сделать индустрию более устойчивой и экологичной.

Аренда товара с возможностью покупки со скидкой, кураторский подход и методы фильтрации, сортировки и группировки ассортимента, шифт от сезонности к вневременным коллекциям — наиболее эффективные способы по внедрению циркулярности для всех участников отрасли. Экономика замкнутого цикла может стать ответом на запрос аудитории на более вдумчивый и экологичный подход ко всем процессам в индустрии.

Ээ
ЭМПАТИЯ
Во время тотального локдауна стало понятно, что вести коммуникацию как прежде и как ни в чем не бывало – не получится. Хотя и крупные бренды, и локальные марки за эти несколько месяцев бросало из крайности в крайность: кто-то продолжал рассказывать о новых коллекциях и «летящих платьях» без оглядки на контекст, кто-то – впадал в истерику и выходил в соцсети с призывами в духе «купи, а то мы закроемся».

Но как показало время и реакция аудитории брендов – самым адекватным способом коммуникации оказалась эмпатия. Без нагнетания ситуации, продажи гречи на сайте бренда одежды, а искренний диалог с опорой на то, что «человеку нужен человек».

Бренды рассказывали о том, как они справляются с задержкой поставок, закрытыми производствами, оплатой аренды фактически закрытых магазинов, запускали дополнительные сервисы и бесплатные услуги для клиентов. С одной стороны – это можно назвать антикризисным маркетингом, с другой – пандемия дала нам возможность услышать реальные, живые голоса брендов за привычными продающими текстами в соцсетях.
ТЕКСТ: ЛАДА КАЛАШНИК, САША МАНАКИНА, КАТЯ РАБОТА, МАКСИМ МУРАТОВ, МАКСИМ ОСИПОВ, ТАНЯ ТРЕТЬЯКОВА, ЛЕНА ГУЛЬКИНА
КОЛЛАЖИ: МАКСИМ ОСИПОВ
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
    ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ?
    Все новости индустрии, общение с коллегами, поиск партнеров
    Самые свежие новости мировой и российской моды – в Telegram-канале.
    Обсудить это все можно в нашем Telegram-чате.

    А если вы хотите получать только самый сок – подпишитесь на нашу рассылку. В ней – информационная выжимка из самого интересного, что происходило за неделю с нами и с индустрией. В придачу – рекомендации редакторов Beinopen на тему того, чем вдохновиться фэшн-деятелю.