Да, многие бренды гонятся за прибылью и спекулируют на популярной сейчас теме мемов и логомании. Даже если судить по нашим клиентам, у 99% есть в селекции вещи с логотипом Comme des Garçons. Но мы стараемся выпускать как можно меньше таких вещей, чтобы сохранить чистоту концепции бренда. Например, у нас была очень популярная сумка, она была сделана из крафтового пакета покрытого пластиком. За неделю она была sold out. После этого в компании было принято решение больше их не выпускать. И это прекрасно. Мне нравятся бренды, которые не изменяют себе, не идут на поводу у тенденций, не лепят мемы и лого на футболки, чтобы лучше продаваться. К примеру, как Ann Demeulemeester, Dries van Noten. Да, сейчас они не на топовых позициях, но лет через пять, когда вся эта волна сойдет на нет, их продажи так и будут понемногу стабильно расти. При этом у таких брендов есть постоянные поклонники, которые как покупали, так и будут покупать их вещи. Эти бренды про то, как нужно уважать своего клиента.
Конечно, Gucci и Balenciaga проделали колоссальную работу и очень грамотно выстроили маркетинг, сменили позиционирование. Но Balenciaga при этом потеряла всех своих старых клиентов. То же самое произошло с Celine, но с Эди Слиманом они обрели клиентов Saint Laurent. Я слышала от ребят, которые работали на последнем шоу-руме Celine, что продажи у них были больше, чем на прошлом, с Фиби Фило. То есть все жалуются, что бренд убили, что Celine больше не Celine, но продажи при этом выросли.
Balenciaga и Gucci сейчас называют главными брендами современности. Но, по сути, кроме создания мемов, ничего нового с ними не происходит. И вообще складывается ощущение, что мода сейчас находится в состоянии безвременья, поиска нового яркого высказывания или новой успешной стратегии. Что будет дальше? И есть ли в этом контексте будущее у концептуальной моды?
Balenciaga и Gucci – это те бренды, про которые сегодня все говорят, но при этом самые большие прибыли на рынке имеют не они. На многих рынках, например, лучше всего покупают Hugo Boss. Но я не согласна, что ничего кроме мемов, они не создают. Демна Гвасалия проделал большую работу, во многих вещах есть отсылка к истокам бренда, просто продажи все равно поднимают вещи с лого, поэтому всем кажется, что кроме этого ничего нет. А еще у Демны классное чувство юмора, он доводит до абсурда всю эту тенденцию на лого и делает толстовки с надписью «It's my birthday and all I got was this overpriced hoodie from Vetements».
Думаю, что в итоге все устанут от логомании – я уже замечаю, что тенденция идет на спад по тому, как одеваются люди из индустрии в Париже. Здесь считается дурным тоном носить слишком узнаваемые вещи с логотипами брендов. Думаю, в конце концов интеллектуальная мода прорвется в массы и потребителям станут интересны сложный крой, необычные силуэты, качественные, прогрессивные материалы или, наоборот, кич, доведенный до абсурда. Люди сейчас начинают думать с позиций sustainable и ценить вещи, которые можно надолго сохранить в своем гардеробе, а секонды и винтажные магазины будут становиться все более и более прибыльными.
В мире – переизбыток брендов, а следовательно – перепроизводство одежды. Кажется, нам пора покорять новые сферы.