Как сейчас развивается интернет-коммерция в России?
По оценкам РБК Исследования рынков, в 2018 году онлайн-продажи товаров категории fashion выросли на 30% в реальном выражении и составили 233,1 млрд рублей. Приведенная динамика сегодня активно противопоставляется околонулевым показателям развития розницы. По итогам года продажи fashion-ритейлеров в офлайне выросли лишь на 1%. Стагнация на фоне стремительного развития онлайн-продаж заставляет операторов модной индустрии активно перестраивать бизнес-процессы, делая все больший акцент на интернете как наиболее перспективном канале продаж.
В этой связи в 2018 году продолжилась тенденция по выходу офлайн-ритейлеров в онлайн-пространство. Сегодня 61% одежных и 37% обувных ритейлеров развивают собственные интернет-площадки. По итогам года собственные интернет-магазины открыли M.Reason, «Стокманн», Cacharel, Gloria Jeans, GANT, Anta Sports, Louis Vuitton, The North Face, Sandro, Alpha Industries и др.
По прогнозам Forrester Research, к 2022 году 64% всех онлайн-покупок будут совершаться через маркетплейсы. Что это значит для остальных игроков рынка e-commerce?
Действительно, формат маркетплейсов очень удобен для покупателя, поскольку сочетает в себе колоссальное предложение на одном сайте. Если оно сочетается с низкими ценами и хорошим качеством, то популярность площадки начинает стремительно расти и привлекать покупателей. Данную стратегию успешно реализовал в России AliExpress. Пик развития компании в России пришелся как раз на кризисные годы, до этого значимого положения на российском рынке она не занимала, хотя начала работать еще в 2010 году. Таким образом, именно кризис стимулировал развитие маркетплейсов в России, и на примере иностранных ритейлеров российские компании также задумались о реализации данной стратегии продаж. Тем не менее, даже самый крупный маркетплейс не может обеспечить достаточную глубину ассортимента в узких категориях, причем в самых разных – от автозапчастей до электротоваров. Поэтому на рынке останется место и для специализированных игроков.
Как обстоят дела с офлайн-ритейлом в России? Можем ли мы наблюдать регенерацию офлайна?
Не секрет, что последние три года для одежного ритейла были довольно сложными. Обвал рубля, высокая инфляция, рост издержек, падение потребительского спроса – все это не способствовало процветанию бизнеса. Сетевые игроки, несмотря на силу брендов, накопленный опыт, лояльную аудиторию, столкнулись со значительными проблемами. Изучив динамику развития 1 200 крупнейших сетевых операторов fashion-ритейла, мы убедились в этом. За 2015 – 2017 года закрылись более 2 000 специализированных магазинов одежды и более 1 000 обувных магазинов рассмотренных игроков. За последний год ситуация стабилизировалась: розница операторов рынка начала расти, отыгрывая потери. Однако открытия сетевых магазинов не столь масштабны. Если в феврале 2018 года мы насчитали 19 394 магазина одежды и 12 346 магазина обуви, то по данным на текущий год – лишь 19 648 и 12 669. То есть сетевая розница приросла лишь на 577 магазинов.
Игроки рынка на сегодняшний день фокусируют свое внимание не столько на экспансии и планах по расширению географии присутствия, сколько на развитии онлайн-продаж. Стагнация в офлайне на фоне стремительного развития интернет-продаж заставляет операторов модной индустрии активно перестраивать бизнес-процессы, делая все больший акцент на e-commerce.